Если Россия «снова вторгнется на Украину, то ее следует наказать», — цитирует слова британского премьер-министра Дэвида Кэмерона (David Cameron) The Daily Telegraph (6.03). По мнению политика, Британия готова в случае «усиления российской агрессии на Украине» вывести антироссийские санкции «на совершенно другой уровень». Он считает, что раз «Россия решила разорвать свод международных правил двадцать первого века и дестабилизировать независимое государство», то она «не может рассчитывать на то, чтобы получить доступ к международным рынкам, международным финансам и международным системам».
Более жесткие санкции против России будут введены «в случае провала режима прекращения огня», цитирует издание Кэмерона. Премьер, однако, не упомянул о том, что под Минскими соглашениями стоит подпись не одной лишь России, но еще и Германии, Франции и Украины, из чего следует, что Россия не может быть единственной страной, ответственной за поддержание режима прекращения огня.
С не менее грозным заявлением выступил и глава МИД Великобритании Филипп Хаммонд (Philip Hammond), который, по сообщению The Telegraph Online (10.03), предупредил, что Россия при президенте Владимире Путине является потенциально «главной угрозой» для безопасности Соединенного Королевства. По словам министра, российский лидер «решительно отверг» все попытки, направленные на то, чтобы заставить Россию подчиняться международному праву, и в настоящее время «активно стремится его подорвать». Перед лицом «все более агрессивной» позиции российских военных одна из задач спецслужб Великобритании состоит в том, чтобы «собирать разведывательную информацию о возможностях и намерениях России». Именно по этой причине все британские спецслужбы «снова набирают людей, владеющих русский языком».
Комментируя заявление Хаммонда, газета The Times (11.03) добавляет, что Великобритания может «поставить президента Путина и его близких соратников в неловкое положение, разоблачив их темные финансовые секреты». Данная мера будет предпринята британской стороной «в рамках информационной войны», чтобы «просветить российский народ и весь мир» по поводу «финансовых договоров, заключенных многими высокопоставленными лицами [российского] режима».
Издание прямо заявляет, ссылаясь на Хаммонда, что «использование пропаганды» является «одним из способов оказания еще большего давления на Россию». При этом основная цель — подорвать популярность российской власти прежде всего в глазах россиян.
«Антироссийская шумиха уже дошла до предела», причем вся эта пропагандистская кампания «направлена против одного человека — против Путина», пишет Шеймус Милн (Seumas Milne) в The Guardian (5.03). В западных СМИ Путин уже «превратился в карикатурного злодея», а Россия почти повсеместно стала «объектом враждебной пропаганды». Всякого, кто подвергает сомнению господствующую на Западе версию комментариев об Украине, «не хотят слушать и отвергают, заявляя, что он оболванен кремлевской пропагандой», сообщает автор статьи. Российского президента обвиняют даже в убийстве Бориса Немцова, хотя в этом, по словам Милна, «нет никакой логики».
Милн предупреждает, что Британии не следует направлять на Украину «75 военных инструкторов», поскольку «именно с отправки военных советников начинается катастрофическая эскалация конфликта». Автор также заявляет, что «антироссийская подстрекательская политика безрассудна и опасна», однако «натовские ястребы уже пустились напролом». Он утверждает, что большинство западных СМИ отрицают факты беспорядочных обстрелов жилых кварталов на восточной Украине, а также создание при поддержке Киева и зарубежных спонсоров «украинских вооруженных фашистских формирований», вроде батальона «Азов», считая все эти сообщения «кремлевской пропагандой».
«Со стороны нашего премьер-министра совершенно нелогично одновременно призывать к более жестким действиям Европы против президента Путина и тут же угрожать выходом из Евросоюза», — приводит The Guardian (11.03) выдержки из речи министра по делам Европы теневого кабинета Пэта Макфаддена (Pat McFadden), которую он должен произнести перед Фабианским обществом. Готовность Владимира Путина «проверить на прочность европейскую решимость» выявила «слабость позиции евроскептиков»; в настоящий момент «требуется укрепление членства Британии в ЕС», — цитирует газета слова Макфаддена. «Если ЕС расколется или разделится, то больше всех обрадуется президент Путин», — считает министр. Именно поэтому «отнюдь не случайно» российский президент «восхищается направленными против ЕС силами правых и левых популистов», а Национальный фронт во Франции «получил от одного российского банка кредиты на несколько миллионов евро», сообщает издание.
Россияне дают понять, что они «не намерены уступать давлению высокомерных американцев», пишет обозреватель Гидеон Рахман (Gideon Rachman) на страницах The Financial Times (9.03). Конфронтация России с Западом «подпитывается уязвленной национальной гордостью» России, полагает автор. Сегодня российская власть считает, что «к современной России следует относиться, как к великой державе», считает Рахман, добавляя, что «от российской риторики разит чувством национального унижения». Точно такое же национальное унижение испытал в свое время Китай и испытывает сейчас Греция. В качестве рецепта Рахман предлагает следующий совет: чтобы разрешать международные конфликты, «необходимо думать не только об интересах, но и об эмоциях».
Британские газеты продолжают комментировать задержание двух подозреваемых в убийстве Бориса Немцова. The Guardian (7.03) приводит слова оппозиционера Ильи Яшина, который сказал, что «ход расследования не внушал оптимизма», однако сам факт, «что кого-то задержали, внушает некоторый оптимизм». В то же время Алексей Навальный обвинил «политическое руководство России» в том, что именно оно «заказало убийство» Немцова. При этом The Times (8.03) сообщает, что россияне «скептически относятся» к арестам подозреваемых в убийстве Немцова.
Газета также приводит слова Владимира Путина, назвавшего убийство Бориса Немцова «провокацией», но «многие оппозиционеры» считают, что «убийство было заказано неким высокопоставленным лицом» из органов безопасности страны. Критики Кремля полагают, что именно «злобная националистическая пропаганда на государственном телевидении», которая изображала Немцова и других либералов как «западных марионеток», «помогли подготовить почву для его убийства».
«Десятки российских шпионов и около одной тысячи информаторов наводнили нашу столицу [Лондон], внушая олигархам, выступающим против Кремля, параноидальный страх и нацеливаясь на представителей британской элиты», утверждает журналист Бен Джуда (Ben Judah) на страницах The Sunday Times (10.03). В настоящее время в «раздутой службе государственной безопасности [России]», по словам автора, работает более трех миллионов сотрудников, при том, что в 2015 году на сферу безопасности и обороны Россия выделит «ошеломительные сорок процентов» бюджета. Именно поэтому в настоящее время в Лондоне «шпионов больше, чем было во времена холодной войны», сообщает Джуда. «Мы все еще говорим о холодной войне в прошедшем времени, а Путин — нет», — пишет автор и бросает клич: «Лондон, будь осторожен — Путин все видит».
А тем временем в Лондон «потекли “горячие деньги” из России», сообщает The Times (10.03), со ссылкой на аналитиков Deutsche Bank, которые изучили официальный платежный баланс Британии, учитывающий среди прочего экспортные заказы и выплаты по ним. Теоретически эти два параметра должны уравновешиваться, и общие суммы выплат должны соответствовать суммам заказов. Но на практике это оказалось не так.
Как сообщает газета, экономисты «обычно списывают подобные несоответствия на статистические ошибки, неучтенные данные и колебания валютных курсов», однако сейчас они «выявили четкую корреляцию между этими флуктуациями и официальными данными российского Центробанка об оттоке капиталов» и тем самым установили связи «между отклонениями в британском платежном балансе и ростом оттока капиталов из России».
Согласно опубликованному докладу, в последние годы резко возрос приток «горячих денег» на британские рынки, причем «основной его источник — россияне, стремящиеся хранить или “отмывать” средства вне России».
Кроме «горячих денег» и «шпионов», пресса пишет о том, что после «аннексии» Крыма состоятельные россияне решили перебраться в Соединенное Королевство. Для этого они «бросились» подавать документы на британскую визу, получить которую можно инвестировав два миллиона фунтов стерлингов в британские активы, сообщает The Daily Telegraph (7.03). Так, в первые девять месяцев 2014 года за визами обратились 160 богатых россиян по сравнению с 96 за тот же период предыдущего года, добавляет издание.