Бонн — Несмотря на попытку сохранить видимость единства по украинскому вопросу, европейские политики показывают все меньше энтузиазма в вопросе защиты интересов Украины. Это может иметь последствия и для Азербайджана.
Сегодняшняя годовщина аннексии Крыма совпала с заседанием глав МИД стран ЕС в Брюсселе. Тему полуострова, само собой, не смогли обойти стороной. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила не только о продолжении политики непризнания аннексии, но также о продлении санкций ЕС, связанных с крымскими событиями. Вдобавок к этому в бельгийской столице призвали другие страны-члены ООН присоединиться к европейским штрафным мерам.
Правда, это единство относительно крымских санкций не должно вводить в заблуждение. Пакет «крымских санкций» является достаточно скромным и включает в себя ограничения на въезд ряда российских и украинских официальных лиц, а также запрет экономических и финансовых операций с Крымом. Набор этих ограничительных мер является скорее символическим и не наносит сколько-нибудь ощутимого урона стране-агрессору.
Когда же речь заходит о более серьезных секторальных санкциях, введенных уже намного позже в качестве ответа на российскую агрессию на востоке Украины, европейское единство и решимость перестают выглядеть столь непоколебимо.
Встреча министров иностранных дел ЕС, которая прошла 7 марта в Риге, показала — несмотря на продолжение боевых действий на Донбассе даже после подписания новых минских соглашений, часть европейских государств будет лезть из кожи вон, чтобы не только не усиливать санкции, но также добиться отмены автоматического продления уже согласованных штрафных мер.
Призрак прогресса
В этом плане новые минские соглашения стали для пророссийски настроенных европейцев той спасительной соломинкой, за которую они уцепились, чтобы оправдать свое нежелание увеличивать давление на Москву. Так, накануне сегодняшней встречи министров в Брюсселе молодой глава австрийского МИД Себастиан Курц уверил журналистов в том, что минское соглашение является «лучшим шансом решить украинский кризис мирным путем». Еще 7 марта австриец совместно со своим итальянским коллегой увидел «ободряющие сигналы» с востока Украины. Из-за чего, по мнению дипломатов, отпала нужда не только в новых санкциях, но и в автоматическом продлении старых.
Стоит напомнить, что именно 7 марта, во время очередного заседания Совета безопасности ООН, представитель США Саманта Пауэр рассказала про 500 тел погибших в Дебальцево мирных жителей — бои в этом городе продолжались даже после подписания минских соглашений. А накануне сегодняшней встречи европейских дипломатов президент Украины Порошенко в своем интервью немецкой газете Bild прямым текстом заявил о провале перемирия и необходимости усилить санкции. Он том, что санкции должны быть продлены, на днях заявил и глава Европейского совета поляк Дональд Туск.
Однако все это не мешает европейским дипломатам, более лояльно настроенным по отношению к России, делать вид, будто ничего не происходит, о чем свидетельствует сегодняшнее заявление австрийского министра. Словно не услышав слов Порошенко, немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер повторил перед прессой свою мантру о «полной поддержке» Украины. По словам Штайнмайера, перемирие сохраняется в большинстве районов конфликта, а также наблюдается «определенный прогресс» в отводе тяжелых вооружений.
Если «положительные сигналы» и «определенный прогресс» наблюдается, несмотря на то, что сотни людей погибли во время одного из самых ожесточенных сражений этой войны под Дебальцево, а обстрелы украинских позиций продолжаются из «отведенной» тяжелой артиллерии, можно себе представить, что произойдет, если в Москве таки решатся усмирить боевиков хотя бы на время.
Будут забыты не только озвученные раньше угрозы относительно отключения России от системы SWIFT или расширении секторальных санкций, но также будут ослаблены позиции сторонников продления существующих санкций. По сути, они не могут быть продлены, даже если одна из стран осмелиться выступить против этого. А судя по уверенным голосам итальянского и австрийского министра, уже сейчас таких государств может оказаться намного больше.
В итоге можно будет наблюдать за ситуацией, когда России удалось аннексировать часть территории соседнего государства, начать войну и фактически оккупировать другую ее часть, разрушив десятки городов и убив тысячи людей, но в то же время штрафные меры против Москвы будут постепенно аннулироваться. В этой ситуации заявления о готовности продлить ничтожные «крымские санкции» выглядят как молчаливое согласие с фактом аннексии.
Прощание с иллюзиями
Однако ряд европейцев уже сейчас готов пойти намного дальше, попытавшись не только сгладить последствия агрессивной политики России в Европе, но также заставить ЕС фактически признать «зону легитимных интересов» Москвы в ближнем зарубежье. Тот же австрийский министр призвал Брюссель активнее привлекать «соседей наших соседей» к дискуссии относительно политики соседства Евросоюза.
Несложно понять, что за дипломатическими витиеватостями стоит одно простое утверждение: отныне нужно согласовывать европейскую внешнюю политику по отношению к постсоветским странам с Москвой. По большому счету, это означает отказать Баку, Еревану, Киеву, Кишиневу, Минску и Тбилиси в праве на суверенитет. В Вене готовы негласно признать колониальный статус этих государств.
Зайдет ли это так же далеко в других европейских столицах, пока неясно. Но сама тенденция не может не печалить тех, кто вынужден наблюдать за этим из Восточной Европы и республик Кавказа. Для Азербайджана эти события являются достаточно серьезным предупреждением относительно того, что в ближайшее время Брюссель может быть не самым надежным партнером во внешней политике.
Сама архитектура европейской политики такова, что ее внешнеполитические усилия не могут быть быстрыми и зачастую эффективными. В ситуации, когда одна единственная страна может заблокировать решение всех остальных членов союза, рассчитывать на своевременные и решительные дипломатические шаги не приходится.
Поскольку в так называемое «ближнее зарубежье» в Москве принято включать и Азербайджан, в Баку стоит понимать, что возможности Европы в качестве противовеса российскому влиянию достаточно ограничены. Тот факт, что президенту Алиеву удалось наладить контакт с Берлином, всерьез свидетельствует, что ключевой игрок Евросоюза готов помочь Азербайджану в геополитическом противостоянии в обмен на покупку энергоносителей.
Однако не стоит испытывать иллюзий относительно того, как далеко сможет продвинуться в этом направлении Ангела Меркель, если несколько соседних стран вдруг сочтут необходимым «посоветоваться» с Москвой накануне очередного важного для Баку и Европы внешнеполитического шага.