«Загадка пропажи Путина» (Le Parisien, 14.03), «Исчезновение Путина: стал ли российский президент отцом?» (Liberation 16.03) — подобные заголовки можно было встретить в подавляющем большинстве французских изданий за прошедшую неделю. Таинственное «исчезновение» президента РФ породило огромное количество слухов, порой самых невероятных — от простого гриппа до ишемического инсульта и государственного переворота.
«Мысль о том, что Путин мог заболеть, как простой смертный, совершенно не увязывается с кремлевской пропагандой», — иронизирует репортер Эммануэль Гринспан (Emmanuel Grynszpan) в газете Le Parisien (14.03). Без внимания не осталась и личная жизнь российского президента. Так, одной из самых распространенных версий «исчезновения» Владимира Путина стало его возможное отцовство (Liberation 16.03).
В центре внимания прессы продолжает оставаться убийство Бориса Немцова. За прошедшую неделю самым обсуждаемым эпизодом в громком убийстве стал отказ главного обвиняемого от своих показаний (Les Echos, 12.03). Ход расследования этого преступления вызывает резкую критику в средствах массовой информации. Так, утверждается, что на Заура Дадаева, подозреваемого в убийстве, оказывается серьезное давление, следователи даже применяют пытки (Le Monde, 13.03).
«Непрочная стабильность на Украине» — именно в таких выражениях освещается текущее положение в зоне боевых действий на Украине (Midi Libre, 13.03). Практически каждое издание считает своим долгом указать на прямую причастность России к ухудшению ситуации на юго-востоке Украины. Большинство экспертов сходятся во мнении, что именно Россия разжигает сепаратистские настроения в этом регионе. Поэтому такие клише, как «пророссийские сепаратисты» и т.п. не сходят со страниц французской прессы (La Croix, 13.03). Таким образом в прессе формируется образ России-агрессора, а Западу вменяют в обязанность выступить в роли посредника между «сторонами конфликта».
Журналисты подводят итоги первого года после «аннексии» Крыма Российской Федерацией. Широкий резонанс вызвала премьера документального фильма «Крым. Путь на Родину» в честь годовщины воссоединения, где «Путин признался, что был готов использовать ядерное оружие в Крыму» (так в тексте Le Monde, 17.03). Однако, несмотря на повышенное внимание к данному вопросу, в некоторых изданиях утверждается, что «возвращение Крыма в состав Украины не является приоритетом внешней политики Евросоюза… На данный момент приоритеты — это урегулирование кризиса в Донбассе и улучшение экономического положения Украины» (La Croix, 17.03).
Все чаще во французских печатных СМИ публикуются статьи, в которых красной нитью проходит мысль о том, что современные международные отношения больше соответствуют духу холодной войны. «Холодный мир, холодная война - новый виток конфронтации по линии Восток-Запад», — характеризует отношения России с Западом французская журналистка Изабель Ласерр (Isabelle Lasserre) в газете Le Figaro (12.03).
Тема антироссийских санкций заняла довольно скромное место в публикациях французских журналистов и подавалась в прежней, умеренно негативной тональности. В прессе то и дело звучали призывы к усилению и расширению санкций. Так, газета Le Figaro (16.03) цитировала председателя Европейского совета Дональда Туска: «Санкции против России следует, как минимум, продлить». «Петр Порошенко надеется, что санкции против России будут усилены, если условия договора в Минске не будут соблюдаться» — сообщает Euronews (16.03).
В статьях, посвященных анализу российской экономики, французские СМИ заявляют, что 2015 год будет годом рецессии в связи с резким падением цен на нефть и сохранением режима санкций. «Если средняя цена за баррель нефти в 2015 году будет составлять 55 долларов, то Россия потеряет около 135 миллиардов долларов, что соответствует 10% ВВП» (La Tribune 17.03). На экономике России негативно отразится и решение ЕС заблокировать сделку «Росатома» с Венгрией стоимостью в 12 миллиардов евро, так как «это может увеличить зависимость страны от российских поставок», — информирует La Tribune (14.03).
СМИ уделили внимание весьма провокационному решению канцлера Германии Ангелы Меркель, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и президента Франции Франсуа Олланда отказаться от приглашения на Парад Победы 9 мая «в связи с сохраняющимся напряжением в отношениях России и Запада по вопросу Украины». Однако канцлер Германии прибудет в Москву 10 мая, чтобы возложить вместе с Владимиром Путиным венки к могиле Неизвестного солдата (Le Monde, 13.03).
Пресса продолжает формировать образ нетолерантной, нетерпимой России, в которой ежедневно нарушаются права человека, и отсутствует свобода слова. Дело дошло даже до того, что руководство крупнейшего мирового поставщика мебели IKEA объявило о прекращении выпуска своего журнала в России, так как «согласно российскому законодательству, содержание данного журнала может быть расценено как пропаганда гомосексуализма» (RFI, 14.03).