Россия не выполняет условия последнего соглашения о прекращении огня на Украине. Вместо этого она, воспользовавшись благоприятной возможностью, переправляет через границу дополнительное оружие, а ее войска продолжают обстреливать украинские позиции. Владимир Путин, приказавший на этой неделе провести очередные военные учения на западе России, вероятно, готовится к проведению наступления с целью захвата новых территорий. Но у него есть и более изощренные средства нападения на оказавшееся в трудном положении прозападное правительство в Киеве. Поддержанный западными странами и МВФ ненадежный пакет финансовой помощи дал ему благоприятную возможность.
МВФ недавно подсчитал, что Украине для предотвращения краха своей валюты и выполнения внешних долговых обязательств на предстоящие четыре года понадобится как минимум 40 миллиардов долларов. Фонд пообещал 17,5 миллиарда, а вот западные доноры предложили всего 7,5 миллиарда. Таким образом, демократически избранному правительству Петра Порошенко в предстоящие несколько месяцев придется просить у иностранных держателей украинских валютных облигаций 15 миллиардов долларов на облегчение бремени задолженности. Самым крупным владельцем таких облигаций является Россия, которой принадлежит три миллиарда долларов украинского долга в виде еврооблигаций.
Неудивительно, что путинские министры заняли жесткую позицию, заявляя о том, что когда в этом году наступит время платить по долгам, Украина должна будет расплатиться полностью. Другие держатели облигаций, которых Украина просит продлить сроки погашения, а также списать основную сумму, отказываются от любых сделок без участия России. Таким образом, украинскому министру финансов американского происхождения Наталье Яресько приходится весьма трудно, так как она вынуждена просить о помощи режим, чьи танки и войска в настоящее время находятся на территории ее страны, и который стремится к уничтожению ее государства.
Такой рычаг воздействия России вручили западные лидеры, которые свои возвышенные заявления о поддержке Украины не подкрепляют финансовой помощью. Подобно ЕС, Соединенные Штаты предоставляют Украине два миллиарда долларов в виде кредитных гарантий, хотя это ничтожная сумма в сравнении с объемами помощи, которую они оказывают другим своим союзникам в кризисной ситуации. Следуя примеру канцлера Германии Ангелы Меркель, чиновники из Белого дома уклоняются от призывов предоставить Украине оборонительное вооружение и заявляют, что гораздо важнее обеспечить успех правительства Порошенко. Однако администрация Обамы не предлагает Украине даже те средства, которые нужны ей для расчетов по долгам с Россией, не говоря уже о борьбе с ее армией.
Заявляя о том, что Украина благодарна за полученную помощь, Яресько заявила нам: «Трудно поверить, что больше поддержки не будет». Она указывает, что ее новообретенная родина с населением в 45 миллионов человек в буквальном смысле поставила на кон свое будущее и жизни тысяч своих граждан, стремясь к западной демократии и системе свободного рынка. Путин намерен разрушить сделанный выбор. Будущее либеральных ценностей на большей части Европы зависит сегодня от того, придет или нет Запад на помощь Украине.
Правительство Порошенко просит не о безвозмездной подачке. Оно знает, что ему придется ответить на помощь радикальными и болезненными реформами. Оно резко увеличивает энергетические цены для потребителей и запускает масштабные реформы правоохранительных и судебных органов. Правительство пока не доказало, что преуспеет в этом деле, но оно заслуживает большего, чем та вялая помощь, которую ему оказывают США.