Обеспокоенность печати вызвал выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Договор давно был мертв, однако этот шаг стал символическим посланием Западу, в противостояние с которым вступила Москва, в таком ключе писали журналисты разных изданий.
Россия поднимает ставки в игре на устрашение, а цель ее массированной кампании — довести население западных стран до такого ужаса, что оно заставит свое руководство пойти на уступки Кремлю, чтобы «тот мог спокойно воссоздавать империю, определять сферы влияния или аннексировать очередные привлекательные куски других государств», — пишет Rzeczpospolita (12.03).
Россия уже давно не вела сотрудничества в рамках ДОВСЕ: не пускала представителей других сторон на свои объекты, не приглашала их на учения и не согласовывала сценарии своих военных маневров. Поэтому ее выход из Договора лишь закрепил существующее положение вещей, — говорит в интервью Nasz Dziennik (12.03) бывший заместитель главы польского оборонного ведомства Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew), предсказывая, что Москва будет наращивать свое военное присутствие в Европе.
«Доверия между Востоком и Западом больше нет. НАТО и Россия с этого момента становятся врагами», а так как каждая эскалация развивается по своей логике, в новых обстоятельствах Россия может приступить к ремилитаризации Калининградской области, поставкам военной техники в Белоруссию и Приднестровье, — развивает мысль Gazeta Wyborcza (12.03).
СМИ подвергли критике показанный телеканалом «Россия-1» фильм «Крым. Путь на Родину».
В картине, представляющей собой сделанную с размахом инсценировку событий годичной давности, когда Москва забрала Крым у Украины, российский президент повторил соотечественникам все то же самое, что регулярно «вбивает им в голову кремлевская пропаганда». И одновременно продемонстрировал свой новый имидж: мудрого главнокомандующего, который принимал верные решения и в итоге разгромил врага, — рассказывает Gazeta Wyborcza (16.03).
«Главной целью фильма, который мы увидели, была мобилизация народа не вокруг прежних идей "русского мира" или "России, встающей с колен", а вокруг вождя — отличного и смелого стратега. Но рождается важный вопрос: к чему готовит президент своих подданных? Мобилизует на войну с кем?» — задается вопросом корреспондент газеты.
Из этого псевдодокументального фильма зрители не узнали ничего нового: он должен был лишь закрепить в головах россиян идею о том, что если бы не Россия, в Крыму был бы Донбасс, «в борьбе за правое дело» допустимы обман и нарушение закона, а для предотвращения войны можно прибегать к насилию, — пишет публицистка еженедельника Polityka (16.03), называя ленту «агиткой и памятником, который воздвиг сам себе Владимир Путин».
Резкую реакцию комментаторов вызвали прозвучавшие в фильме слова Владимира Путина о том, что участники антиправительственных акций на киевском Майдане проходили подготовку, в том числе и на территории Польши.
«Нет никаких сомнений в том, что мы не обучали никаких радикалов. Это пропагандистское хулиганство. Мне неприятно высказываться в таком ключе о президенте серьезного государства, но то, что делает он и его страна в последнее время, заслуживает самых негативных оценок», — указал в передаче телеканала TVN24 (17.03) сенатор Влодзимеж Чимошевич (Włodzimierz Cimoszewicz), добавив, что польский МИД обязан «сделать официальное заявление на эту тему, продемонстрировав лживость заявлений господина Путина».
Глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей (Stanisław Koziej) считает обвинения в адрес Польши частью информационной войны, которую Россия активизировала после начала украинского конфликта. В эфире Третьего канала радиокомпании Polskie Radio (16.03) генерал подчеркнул, что Россия уже давно считает НАТО своим врагом: «Российская военная доктрина трактует Альянс как источник угроз, в связи с этим президент Путин занимается только тем, что воплощает в жизнь положения этой доктрины. Он хочет представить членов НАТО объектами, которые несут опасность российскому обществу, и благодаря этому, как мы видим, получает очень сильную поддержку у россиян».
В свою очередь, эпизодом психологической войны назвали некоторые комментаторы временное отсутствие Владимира Путина в медийном пространстве.
Неуклюжие попытки представителей российской власти объяснить исчезновение президента были «слишком хороши, чтобы быть правдивыми»: все это лишь спектакль, вызывающий у западных наблюдателей ощущение, будто Россия погрузилась в политический хаос, однако имитация слабости на самом деле маскирует силу, полагает публицист портала wPolityce.pl (14.03).
«Чем больше Запад смеется, тем проще будет Кремлю создать стратегический сюрприз, такой, с помощью которых выигрываются войны или повышаются шансы на победу в их начале. Ведь выигрывать войны с Западом и партнерами — это профессия Путина, в которой он со всей серьезностью совершенствуется», — заключает он.
«Вы еще заскучаете по Путину», шлет Москва послание миру, подстегивая фантазию наблюдателей, воображающих себе самые мрачные сценарии российского будущего России под руководством другого лидера. Такая тактика применялась во времена Сталина, расцвела в брежневскую эпоху «коллективного руководства» страной и с особенной легкостью используется сейчас, когда Кремль стал настолько герметичным для утечек информации, что ему уже не раз удавалось обманывать Запад, пишет автор того же ресурса (14.03), призывая не поддаваться на российскую пропаганду.
Российский президент выдержал театральную паузу, чтобы приступить к масштабному шоу, напряжение в котором будет возрастать по мере приближения к 9 мая: «В Кремле написали ремейк событий 70-летней давности. Поэтому нужен грохот гусениц, территориальные завоевания, триумфы. И, конечно, вождь, который, как Сталин, лично и вручную управляет операцией, ловко водит за нос союзников и противников. В годовщину ему, видимо, придется согласиться принять Звезду Героя России, и возможно, он позволит, наконец, сделать себя из полковника генералом. Хотя, конечно, сразу следовало бы сделать его генералиссимусом», — подводит итог Gazeta Wyborcza (18.03).