С нескрываемым облегчением все скандинавские СМИ, и, прежде всего, электронные (svt, Швеция, 16.03; TV4, Швеция, 16.03; Aftenposten, Норвегия, 17.03; Dagens Nyheter, Швеция, 17.03) сообщили о том, что «Путин нашелся!» (Dagens Industri, Швеция, 16.03); «Путин жив!» (DV, Исландия,17.03; Vísir, Исландия, 16.03), «Своим внезапным появлением Путин превзошел (иллюзиониста) Давида Копперфильда!» (NRK, Норвегия, 16.03).
Руководитель норвежской разведки Кьелль Грандхаген (Kjell Grandhagen) был по-военному прям: «После Путина может быть еще хуже!» В своем последнем интервью на этом посту уходящий в отставку, но не покидающий структуру НАТО генерал-лейтенант пояснил, что «альтернативой Путину будет не либерал или демократ, а политик прямо противоположного направления. Реальность такова…, что националистические движения сейчас определяют лицо России… В случае смены режима мы необязательно получим более стремящуюся к сотрудничеству, демократическую и предсказуемую Россию. К власти может прийти лидер, еще менее позитивно настроенный по отношению к Норвегии и всему миру. А пока мы продолжаем считать, что Россия не стремится угрожать Норвегии в военном отношении, хотя предсказать, какой Россия станет через 10 – 20 лет, становится все труднее» (VG Nett, Норвегия, 17.03).
Мнение многих экспертов выразила специализирующаяся на военно-исторической тематике писательница Вера Эфрон (Vera Efron), постоянно проживающая в Швеции с 1980-х годов, автор книги «Прощай, мой “Курск”» (Farväl min Kursk): «Изменения в России… должны произойти изнутри. Комментарии в мировой прессе показали, что многие радовались отсутствию Путина. Они руководствовались своими чувствами, а не головой. Конечно, Путин сформировался во времена СССР и твердо намерен восстановить Россию как сверхдержаву. Но вполне возможно, что в Кремле уже идет борьба за власть, так что вряд ли своевременно радоваться исчезновению Путина, не зная, кто может прийти ему на смену» (Nyheter 24, Швеция, 17.03).
«В России многие считают президента Путина гарантом стабильности», подтверждает корреспондент Шведского телевидения Элин Ёнссон (Elin Jönsson) (svt, Швеция, 16.03).
В течение недели не нашлось ни одной газеты, которая не публиковала бы ежедневно сообщений на тему «Где же Путин?», предлагая различные версии различных экспертов:
· Гудрун Перссон (Gudrun Persson) и Каролина Вендил Паллин (Carolina Vendil Pallin), Институт оборонных исследований Швеции: «Слухи о Путине — знак его могущества…, (а также) отсутствия свободы слова и тяги (общества) к сильному лидеру» (Folketidende Netavis, Дания, 17.03)
· Якуб Свецицкий (Jakub Swiecicki), Институт международных отношений Швеции: «Очень странно, что его (Путина) так давно не видно... Может быть, его сместили? Влиятельные люди в его окружении очень пострадали от санкций» (Expressen, Швеция, 16.03)
· Матс Ларссон (Mats Larsson), политический обозреватель: «Путин — это Россия; Россия — это Путин. Если с ним действительно что-то случилось, то последствия будут серьезные» (Expressen, Швеция, 16.03)
· Кристиан Гернер (Kristian Gerner), университет Лунда: «Что-то пошло не так… Все это показывает, что российская система — очень закрытая» (Dagens Industri, Швеция, 16.03)
· «Мир напряженно ждет, появится ли сегодня Путин» (Børsen, Дания, 16.03)
· «Где Путин — он болен, или у него удар?» (kjarninn.is, Исландия, 16.03)
· «Появится ли Путин сегодня (на встрече с президентом Киргизии?)» (Morgunblaðið, Исландия, 16.03)
· «7 теорий: почему Путина не видели 11 дней» (TV2, Дания, 16.03)
· «Покажется ли Путин на праздновании присоединения Крыма?» (Sveriges Radio, Швеция, 15.03)
· «Да где же Путин?» (TV2, Дания, 15.03)
· «Путин скончался? Так думают все в Интернете» (Expressen, Швеция, 13.03)
· «Куда подевался Путин? Его уже неделю не видели в прямом эфире; ходят слухи о болезни и даже смерти» (Dagbladet, Норвегия, 13.03)
· «Ходят слухи, что Путин очень болен» (RÚV, Исландия, 13.03)
Пока центральные СМИ соревнуются в теориях относительно местонахождения российского президента в последние 10 дней, областные газеты гораздо больше интересует состояние сотрудничества на региональном уровне.
«Приедет ли Лавров на следующую встречу Баренцева совета [осенью 2015 года в Оулу (Oulu), Финляндия]? — беспокоится Barents Observer, (Норвегия, 16.03). — Предыдущая стала первой в его истории без российского министра. Поскольку Россия — следующий председатель Баренцева Евро-Арктического Совета, то мы, конечно, ожидаем участия г-на Лаврова, говорит представитель Совета Марья-Леена Вуоренпээ (Marja-Leena Vuorenpää)».
Военные учения как Норвегии, так и России в Арктическом регионе стали предметом живого обсуждения норвежских СМИ. «Что означают эти военные учения?», спрашивает Aftenbladet (11.03). Телерадиокомпания NRK (11.03) знает ответ: «Самые масштабные военные учения на севере Норвегии со времен холодной войны подают серьезный сигнал России. Думаю, что русские воспримут их как угрозу, предупреждает Столе Ульриксен (Ståle Ulriksen) из Института международных исследований Норвегии (NUPI)».
Однако министр обороны Ине Эриксен Сёрейде (Ine Eriksen Søreide) это не слишком беспокоит: «Нельзя исключать какую-то реакцию, но в наших учениях нет ничего противозаконного. Другие страны тоже проводят военные учения, в том числе и Россия» (NRK, 11.03).
Спустя несколько дней газета северного региона Тромсё Nordlys (16.03) сообщает о российских учениях: «Российский Северный флот в полной боевой готовности», а издание области Финнмарк Dagbladet Finnmarken (16.03) с тревогой пишет о том, что «против 5 000 норвежских солдат Путин выставил 38 000 своих». Пресс-секретарь норвежского оперативного командования Брюньяр Стордаль (Brynjar Stordal) отказался отвечать на вопрос, «не являются ли российские учения ответом на норвежские».
Зато редактор Barents Observer Томас Нильсен (Thomas Nilsen), уроженец Киркенеса, серьезно обеспокоен: «У нас есть все основания испытывать тревогу в связи с развитием событий в России, — говорит он, — хотя мы и не рассматриваем возможность (ее) нападения на Финнмарк... Наш восточный сосед показывает готовность использовать военные средства для достижения внешнеполитических целей. С 1940-х годов еще ни одна страна в Европе не отламывала кусок от другой». Вместе с тем он подчеркивает, что «общие интересы живущих рядом народов — рыболовство и приграничное сотрудничество простых людей — залог мира между двумя странами» (Dagbladet Finnmarken, 16.03).
Все скандинавские СМИ с сожалением отметили, что, согласно решению на встрече в Нууке (Гренландия), «Представительство Северного совета в России прекращает свою деятельность» (Pressan, Исландия, 12.03, Sermitsiaq, Гренландия, 12.03, iTromsø, Норвегия, 12.03) в знак протеста против «клейма „иностранного агента“» (JydskeVestkysten, Дания; 12.03, Aftonbladet, 12.03). Одновременно бывший генеральный консул Дании в Петербурге, а ныне эксперт PR-агентства Policy Group Йенс Ворнинг (Jens Worning) уверен, что «закрытие представительства Северного совета в Петербурге — плохая идея, …это помешает сотрудничеству в таких важных областях как энергетика, окружающая среда и обмены студентами». Он говорит, что «Северному Совету следовало решать этот вопрос на уровне министров иностранных дел» (JydskeVestkysten, 13.03).
Шведские СМИ уделили особое внимание информационному противостоянию с Россией. «Путинское агентство новостей очерняет Швецию», пишет Expressen (14.03), комментируя сюжет Sputnik News, рассказывающий об охоте шведского флота за иностранными подводными лодками. Со ссылкой на доклад Института оборонных исследований многие газеты пишут, «как Россия пыталась опорочить (бывшего министра иностранных дел) Карла Бильдта» (Dagens Nyheter, 13.03), «смешать его с грязью» (Expressen, 13.03) и «в программе „Вести“ обвинить его в подготовке беспорядков в Киеве» (Aftonbladet, 13.03).