Россия не прекращает заниматься провокациями. Во многих регионах, особенно над Балтийским морем, российские самолеты наводят в воздухе страх, а в Калининградскую область, с которой мы граничим, планируется отправить баллистические ракеты «Искандер-М».
Москва наверняка испугала тех наших западноевропейских партнеров, которые хуже ориентируются в ситуации на востоке и хотели бы все простить Кремлю. Ведь ситуация на Украине уже успокоилась, кровь там не льется, говорят в более счастливых государствах, чем Польша и страны Балтии. Так что хватит этих антикремлевских санкций, вернемся к тому, что было. Зачем дергать русского медведя за усы, когда кажется, что он готов заснуть?
Будем надеяться, что Европейский союз сохранит единство и не отменит антикремлевские санкции. Единство Евросоюза - даже важнее глубины или болезненности этих санкций. Путин хочет рассорить союзников, это ясно.
ЕС следует тезису Меркель, что раз мы не поддерживаем военные решения на Украине, так как не хотим войны, а Украина в военном отношении не может равняться с Россией, то Запад должен играть на том поле, где он выглядит несравнимо сильнее, то есть - на экономическом. Поэтому сохранение санкций настолько важно.
Ни мы, ни Украина не находимся в состоянии войны с Москвой. Ведь, несмотря на трагедии, разрушения и смерти, Киев сохраняет с Россией контракты, в том числе покупает у нее газ. Украинцы ездят в Россию работать, Польша покупает энергоресурсы, торговый оборот снизился не так сильно. «Северный поток» функционирует, как раньше, а наш главный союзник Соединенные Штаты сохраняют целый ряд сфер, в которых их сотрудничество с Россией идет вполне нормально.
Недавно в нашем еженедельнике мы писали об отношениях с Россией, предложив для них такое определение: политика подъемных мостов. Там, где можно и нужно — мосты соединяют обе стороны, но когда появляется необходимость защищаться — они поднимаются.
Что это означает? В западном мире преимущественно (как в Америке, так и у наших европейских союзников) остается актуальным диагноз, сделанный директором американской разведки генералом Джеймсом Клеппером (James Clapper). Он полагает, что Россия осознает различие в уровне безопасности между членами НАТО, объединенными Пятой статьей Вашингтонского договора, и другими странами: она уважала и продолжает уважать границы стран Альянса, то есть знает, где проходят красные линии.
Так что Польша находится в безопасности, и наш премьер Эва Копач (Ewa Kopacz) совершено права, говоря, что за усиленной активностью России на Балтике и в воздушном пространстве следует внимательно наблюдать, но повода бить тревогу нет.
Так что нужна не тревога, а серьезная и систематическая работа над собственной и союзнической обороноспособностью. О России обычно говорят, что она хорошо чувствует реалии и понимает язык силы. Польше нет смысла отвечать на российские провокации, но ей нужно следить за тем, чтобы оборонительные планы, очерченные на последнем саммите НАТО в Ньюпорте, воплощались в жизнь. Чтобы намеченный на следующий год саммит в Варшаве продемонстрировал решимость и сплоченность Альянса, а войска, базы и оружие находились там, где следует.