Российские войска вторглись в Крым в феврале 2014 года в ответ на Евромайдановскую революцию в Киеве. Пророссийски настроенные крымские власти подписали договор об аннексии Крыма Россией 18 марта 2014 года, что формально закрепило факт первого насильственного изменения границ в Европе со времен Второй мировой войны. Евросоюз и США не признали Крым территорией России и ввели против нее экономические санкции в качестве наказания за агрессивные действия Кремля.
Но теперь EurasiaNet. org стало известно, что Россия пытается использовать «красивую игру», чтобы ослабить позицию ЕС по непризнанию российской аннексии. В частности, Россия оказывает давление на Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) с тем, чтобы тот признал Крым в качестве территории, не являющейся частью Украины. Предполагается, что УЕФА примет решение по данному вопросу в конце марта. Если чиновники УЕФА согласятся с российской постановкой вопроса, это может создать прецедент, которым Кремль сможет пользоваться для ослабления позиции ЕС по Крыму и создания разногласий между Европой и США по данному вопросу.
В начале марта Крым посетила делегация УЕФА во главе с Франтишеком Лауринцом (Frantisek Laurinec), бывшим президентом Футбольной ассоциации Словакии. Целью миссии была оценка «реальной ситуации» в Крыму, в особенности негативного влияния захвата Россией Крыма на развитие футбола на полуострове.
Российские и крымские чиновники стараются представить данный вопрос в качестве гуманитарной проблемы, умалчивая о том факте, что стоящие на данный момент проблемы были созданы принятым Кремлем решением о вторжении. «Мы попытались выслушать предложения и идеи людей, занимавшихся в Крыму футболом в течение многих, многих лет, и столкнувшихся теперь с данными политическими реалиями», — сказал Лауринец в разговоре с EurasiaNet. org.
До аннексии полуострова Россией два крымских клуба, «Севастополь» и симферопольская «Таврия», играли в Премьер-лиге Украины. Вскоре после аннексии российские футбольные чиновники попытались без разрешения Украины влить вышеупомянутые команды, а также ялтинский футбольный клуб «Жемчужина», в российский второй дивизион. Чтобы придать процессу налет легитимности, клубы сменили свои названия. Но в январе УЕФА постановил, что подобный шаг является неправомерным, и Россия подчинилась, исключив крымские клубы из российской профессиональной футбольной лиги.
«Российский футбольный союз и государственные власти [т. е. представители Министерства спорта] приняли и с уважением отнеслись к данному решению», — отметил Лауринец.
Но российские чиновники на этом не успокоились. Они разработали план по созданию отдельной крымской футбольной лиги, объединив команды из Севастополя, Симферополя и Ялты с пятью бывшими прежде любительскими клубами. Если УЕФА одобрит данный план, игры в рамках этой лиги могут пройти уже в апреле, а сезон продлится до конца осени.
Лауринец признал, что решение УЕФА может коснуться политических вопросов, но постарался дистанцировать организацию от его возможных политических последствий. Заняв позицию в духе олимпийских принципов, он призвал не смешивать спортивные вопросы с политическими.
«Я надеюсь, что наша миссия не подорвет санкции ЕС в отношении России, — сказал он. — Мы просто хотим не допустить смерти футбола в этой части Европы».
«С прагматической точки зрения, крымские клубы на данный момент не являются действующей частью украинского футбола, — продолжил Лауринец. — УЕФА хочет помочь спасти крымский футбол, особенно на юниорском и любительском уровне. В этом состоит суть нашей миссии, и мы пытаемся найти решения».
Украинские власти не заняли активной позиции в отношении попыток России учредить отдельную лигу в Крыму. Но учитывая, с каким количеством проблем сейчас приходится справляться украинским властям, включая поддерживаемую Россией сепаратистскую войну на востоке Украины, молчание Киева не является знаком согласия.
«Официальной реакции на данный момент нет», — сказал Денис Трубецкой, футбольный аналитик веб-сайта UA-football. com. В то же время Трубецкой подчеркнул, что украинские власти твердо стоят на той позиции, что Крым является частью Украины.
По мнению Трубецкого, Украина не станет возражать против усилий УЕФА по сохранению в Крыму футбола на юниорском уровне. А вот создание крымской лиги — это уже более сложный вопрос, добавил он. Украина будет решительно возражать против участия крымских клубов в каких-либо европейских турнирах под эгидой УЕФА. По словам Франтишека Лауринца, вопрос об участии крымских команд в подобных соревнованиях на данный момент не рассматривается.
В конечном счете без крупного вливания денег из России выжить крымскому футболу будет сложно. Но учитывая проблемы, с которыми сталкивается российская экономика на всех уровнях, навряд ли стоит ждать от Кремля необходимой финансовой поддержки.
По оценкам Лауринца, только у «четырех или пяти» из восьми крымских клубов имеются средства к существованию. «Кроме того, футбольная инфраструктура в целом находится в плачевном состоянии», сказал он, добавив, что также наблюдается «дефицит квалифицированных тренеров и общая нехватка средств».
Может быть, что ключевым аспектом данного вопроса для российских официальных лиц является признание УЕФА крымской лиги в качестве отдельного от Украины субъекта, а последующее выживание этой лиги является уже второстепенным вопросом.
Эмануэле Джулианелли является независимым спортивным журналистом из Италии.