В мире так много кризисов, и зачем же в этих условиях Соединенным Штатам думать о будущем боевых действий в городе?
Ответить на этот вопрос можно просто: в городах проживают люди, с которыми надо воевать, и которых надо защищать, и к городам относится большая часть американских интересов. Как отмечается в докладе Национального совета по разведке Global Trends 2030, к 2030 году в городах будет проживать 60% мирового населения, что существенно больше 47% по состоянию на конец 20-го века. Куда едут люди, туда же смещаются и центры притяжения «власти, коммерции, коммуникаций и транспорта». Иными словами, если Соединенные Штаты хотят в будущем защитить свои интересы, делать это им надо в городах.
Рост мегаполисов, как называют слияние городских агломераций с населением 10 миллионов человек и более, существенно осложняет ведение боевых действий в городских условиях. Часть самых крупных городов мира (по прогнозам на 2030 год) относительно безопасна. Это Токио, Шанхай, Пекин. Другие же, типа Нью-Дели, Карачи и Лагоса, скорее всего, будут центрами нестабильности и беспорядков. По мере разрастания городов и их превращения в мегаполисы можно ожидать, что урбанизация будет усиливать давление на муниципальную инфраструктуру и создавать раскол в обществе. Все это приведет к нарастанию социально-экономических и социально-политических трений, создавая все больше шансов для конфликта. Когда эти проблемы приобретут угрожающие размеры, города со слабой системой управления не выдержат нагрузки.
Слабое управление в крупных городских агломерациях создаст благоприятные условия для организованной преступности, терроризма и иных форм насилия. Они будут угрожать интересам местного населения, Соединенных Штатов, их партнеров и союзников. Когда нестабильность в недалеком будущем обретет более прочные формы, чем стабильность, Соединенные Штаты и их друзья будут часто вынуждены восстанавливать порядок. Несмотря на превосходство в обычных силах и средствах, условия мегаполиса уравняют их шансы с противником.
Войска смогут легко заходить в эти боевые пространства, однако выбить их оттуда будет намного сложнее. В городах легче и проще устраивать засады, а поэтому их будет больше. Воевать солдаты будут в основном в пешем порядке. Городские условия благоприятствуют обороне, а такое преимущество профессиональной армии, как мобильность, будет утрачено. Все это позволит более слабым силам создавать значительные проблемы Америке и партнерам по коалиции, поскольку боевые действия обретут очень личностный характер: улица за улицей, дверь за дверью, глаза в глаза.
В определенном смысле эпоха городских войн уже наступила. Могадишо, отдельные районы Ирака и даже нападение на Charlie Hebdo в Париже — все это позволяет взглянуть на то, какого рода конфликты будут происходить наиболее часто, насколько они станут сложнее и «нагляднее» в силу широкого распространения компактных видеотехнологий. Если американская армия не сумеет приспособиться к этим реалиям, она не сможет стать эффективным инструментом проведения государственной политики, а следовательно, власть Америки в мире существенно ослабнет. Чтобы должным образом подготовиться к войне в ходе этих новых городских конфликтов, нужна специальная подготовка, децентрализованное управление, интеграция новых технологий и способность создавать и руководить как военными, так и гражданскими структурами.
Как Соединенные Штаты могут подготовить свои войска к ведению в недалеком будущем крупномасштабных боевых действий в городских условиях? Как чаще всего бывает в американской армии, начинать надо с подготовки солдат и морских пехотинцев. В боевом пространстве мегаполиса воевать будут роты и батальоны. В таких подразделениях командиры почти полностью осуществляют непосредственное управление и контролируют ситуацию. Следовательно, командир должен быть хорошо обучен и подготовлен, чтобы молниеносно принимать решения в не до конца понятной обстановке, а также находить баланс между оптимальными тактическими решениями и культурно-региональной динамикой города. Военнослужащим как никогда прежде надо прививать такие качества, как быстрота реакции, стойкость и сообразительность. Успех боя в городских условиях зачастую зависит от решения командира роты или батальона, а поэтому армия должна обеспечить правильный подбор людей, обладающих нужным опытом и умениями. Этим людям придется вести новую форму ограниченной войны, в которой количество целей на боевой выход имеет большое значение, найти эти цели гораздо труднее, а уничтожить легче.
Но сообразительности и хитрости на войне недостаточно. Подразделение должно быть эффективно вооружено и оснащено, а также хорошо подготовлено к ведению боя с применением такой тактики, которая окажется наиболее результативной в будущих условиях. В дополнение к легкому оружию, обеспечивающему высокую маневренность, подвижность и большой смертоносный эффект, сухопутным войскам понадобится оснащение трех типов: 1) датчики, видео и опознавательные знаки; 2) закрытые системы управления и связи, снижающие вероятность перехвата; 3) трехмерная техника типа принтеров и инструментов визуализации. Чтобы войска прибывали в район боевых действий вовремя, военным надо вкладывать большие деньги в плавсредства, так как многие мегаполисы находятся на берегу моря. Армия также должна работать в тесном взаимодействии с военной промышленностью, чтобы получать все необходимое для достижения успеха в бою. Но ситуация осложняется тем, что сейчас все чаще воюют негосударственные силы, могущие получить доступ к современной технике и технологиям, которые раньше были в монопольной собственности у государства. Соединенные Штаты должны иметь точные разведывательные данные, чтобы знать технические возможности противника и опережать его.
На более высоком стратегическом уровне США необходимо понять, что одерживать победы в мегаполисах они смогут только совместно с союзниками и партнерами. Однако у многих друзей США нет американского опыта и возможностей для ведения боевых действий в городах, не говоря уже о мегаполисах. Соединенным Штатам придется наращивать возможности союзников в этом плане за счет военно-технического сотрудничества, боевой подготовки и совместных учений. Хотя эти союзники и партнеры очень важны, США также следует обратить внимание на невоенные структуры в рамках решения задач войны в городских условиях. Прежде всего это управление, охрана правопорядка, услуги и так далее. Это значит, что военным на местах необходимо сотрудничать с гражданскими руководителями в целях управления и в гуманитарных интересах. Им нужно будет налаживать контакт с местными жителями, знающими свою территорию и культуру гораздо лучше любого иностранца. Им также придется налаживать взаимодействие между всеми сторонами, стремящимися к победе. В этих целях армия должна будет стать центром кризисного реагирования в условиях мегаполисов, имея в виду, что боевые действия это не единственное решение проблем мега-городов.
В мире происходит огромное множество событий, и вполне понятно, почему кое-кто считает, что не стоит тратить время и деньги на подготовку к городским конфликтам недалекого будущего. Я с этим совершенно не согласен. Признаков грядущих городских войн становится все больше (вспомните о сегодняшних боевых действиях против ИГИЛ и о тех, что планируются на будущее). У военных не так уж и много времени на выявление и подготовку решительных командиров нового поколения, которые смогут решать эти сложные задачи. Если говорить конкретнее, то у нас не так уж и много времени на подготовку к тому, что будет приводить в действие будущие глобальные конфликты — и порождать людские страдания. Если мы начнем работать прямо сейчас над обеспечением безопасности мегаполисов, мы сможем избежать более серьезных проблем в будущем.
Алекс Уорд — заместитель директора Центра международной безопасности им. Брента Скоукрофта (Brent Scowcroft Center on International Security), где он занимается вопросами оборонной политики США, стратегией и военными делами.