В фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb), вышедшем на экраны кинотеатров в 1964 году, президент США звонит советскому лидеру и говорит, что у него плохие новости. Дело в том, что американский стратегический бомбардировщик с атомным оружием на борту направляется в сторону Советского Союза, чтобы нанести ядерный удар. Но самое ужасное заключается в том, что у американского президента нет возможности отменить этот приказ.
Именно такими словами начал свое выступление в королевском колледже в Лондоне (Universidad de King’s College) бывший руководитель Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Джон Соерс (John Sawers).
Возможно, таким образом сэр Джон Соерс захотел привлечь внимание аудитории к своей лекции, как это делал в свое время Джеймс Бонд со своими вымышленными героями.
Главным лейтмотивом его выступления стало утверждение, что после окончания холодной войны и последних событий на Украине мир вновь оказался на грани ядерной войны между Западом и Россией.
«Когда дело касается путинской России, угроза ядерной военной конфронтации может возникнуть даже из-за какого-то просчета или простого невезения», — заявил Соерс.
Похоже, что бывший разведчик хочет напомнить всем нам, что в истории холодной войны есть множество примеров, когда просчеты и ошибки военных могли привести мир на грань ядерной катастрофы.
Достаточно вспомнить Карибский кризис — период напряженного противостояния между СССР и США после размещения в октябре 1962 года Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Тогда мир оказался на грани ядерной войны.
Было бы наивно полагать, что сейчас менталитет изменился.
По-прежнему так называемый «страх взаимного уничтожения» является основным гарантом мира. Нынешнее обострение отношений между Россией и Западом по оценке специалистов будет нарастать согласно закону непреднамеренных последствий.
Когда Соэрс говорит «мы считаем», то он имеет в виду не только британских политиков, но и США, а также союзников по НАТО.
Запад испытывает страх, полагая, что военное противостояние России и Украины может стать прелюдией другой российской авантюры — вернуть прибалтийские республики в свое лоно.
В этом случае, учитывая, что прибалтийские страны входят в Североатлантический альянс, НАТО будет обязана их защищать.
Риск того, что Россия может попытаться аннексировать территорию Эстонии, Литвы и Латвии возрастает по мере ухудшения ситуации в российской экономике в связи с западными санкциями и падением цен нефть.
После окончания холодной войны русские стремились к гораздо большему, чем просто к выживанию.
По мере того, как ожидания россиян на лучшую жизнь не оправдываются, недовольство народа нарастает, что может отрицательным образом повлиять на необычайно высокий рейтинг российского президента. Кремль, понимая это, старается возбудить националистические чувства простых граждан, а ответственность за экономические и политические провалы возложить на Запад — во всех бедах России виноват только он.
Гидеон Рахман (Gideon Rachman), эксперт по международной политике, в конце прошлого года справедливо написал в Financial Times, что «агрессивный национализм и жалость к себе, пропагандируемые Путиным, очень похожи на политику России и Германии, проводимую в тридцатые годы».
Христя Фриланд, (Chrystia Freeland) автор нашумевшей книги «Продажа века» (Sale of the Century) о путешествии России от коммунизма к капитализму, недавно заявила, что экономическая разруха может превратить Россию «в страну агрессивную и непредсказуемую».
Выступления российских политиков никогда не были такими агрессивными со времен прихода к власти Михаила Горбачева. Поиск козлов отпущения на Западе сопровождается риторикой подростка, уже давно переросшего свои национальные одежды. Россия, мол, проживет без всякой модернизации, а для непослушных у нас есть громадный ядерный арсенал.
Газета «Правда» опубликовала статью под названием «Путин готовит ядерный сюрприз для НАТО». Издание отмечает, что впервые с начала XXI века Россия сравнялась с США по числу всех носителей ядерных вооружений в составе стратегических ядерных сил. Вместе с тем, по количеству тактического ядерного оружия Россия значительно превосходит США.
Многие российские политики любят повторять слова российского президента Владимира Путина, сказанные им в прошлом году: «не следует забывать о том, что Россия является одной из крупнейших ядерных держав».
Более полумесяца тому назад на российском телевидении был показан фильм «Крым. Путь на Родину». «Мы готовы были это сделать [привести в боевую готовность ядерные силы]. Я же разговаривал с [западными] коллегами и говорил им, что это [Крым] наша историческая территория, там проживают русские люди, они оказались в опасности, мы не можем их бросить», — заявил Путина.
В таком же контексте следует рассматривать недавнее вторжение двух российских стратегических бомбардировщиков, способных нести на борту ядерное оружие, в воздушное пространство на юго-западе Англии. Как заявил изданию британский дипломат, «это была не шутка».
По мнению Джона Соерса, «опасность недопонимания инцидента, даже самого безобидного на первый взгляд, может привезти к катастрофическим последствиям».
Путин играет с огнем. Может случиться так, что независимо от желания Путина и его западных недоброжелателей, на волне ненависти и взаимной неприязни между Россией и западными странами исламские террористы прибегнут к непропорциональным и контрпродуктивным действиям, которые по своим масштабам превзойдут взрывы башен-близнецов в Нью-Йорке и части здания Пентагона в Вашингтоне. Хаос и путаница могут привести к необратимым последствиям, особенно если к власти в США придет человек, типа Дика Чейни (Dick Cheney). В фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» это показано очень хорошо.
«Кризис на Украине затрагивает не только Киев. Речь идет о кризисе в отношениях России и западных стран, — сказал в своем выступлении экс-глава Секретной разведывательной службы Великобритании и добавил. — Никакого сближения между Западом и Россией не произойдет, пока у власти будет находиться Путин и его команда. При этом не надо исключать такой возможности, что после ухода Путина на его место может прийти человек, который будет намного опаснее нынешнего российского президента».
Трудно поверить, но по прошествии десятилетий после окончания холодной войны, мы вновь оказались в заложниках тех людей, в чьих руках находится ядерный чемоданчик. Теперь нам придется испытывать тот же страх, который пережили наши родители и деды — страх быть уничтоженными в ядерной войне.