Комментаторы продолжили размышлять о российской военной политике, проводя мысль о том, что Москва избрала концепцию устрашения западных стран, чтобы склонить их к отказу от активных действий на Украине.
«Если Путин нас напугает, мы отдадим ему всю Украину», — предупреждает руководитель Центра стратегического анализа Centrum Forbes Витольд Юраш (Witold Jurasz) в интервью Fronda.pl (20.03). Объявляя о своих планах по размещению ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области и милитаризации Крыма, Россия хочет убедить мир, что она готова развязать в Европе войну.
В реальности российские элиты не заинтересованы в возникновении масштабного конфликта, а российская армия не располагает, вопреки своим заявлениям, достаточным потенциалом, чтобы в него вступить, убежден эксперт. Тем не менее, Западу следует отказаться от философии «деэскалации», которая вместо того, чтобы склонять Кремль к отказу от агрессивной политики в отношении Украины, лишь провоцирует его к дальнейшим территориальным завоеваниям в Донбассе, добавляет Юраш.
Государства Западной Европы, которые хуже, чем Польша ориентируются в ситуации на востоке региона, склонны верить в угрозы Москвы, призывая «не дергать за усы российского медведя», однако Россия отдает себе отчет в существовании Пятой статьи Вашингтонского договора и не станет пересекать границу стран-членов НАТО, полагает комментатор еженедельника Polityka (19.03). «Россия прекрасно чувствует реалии и понимает язык силы», поэтому не следует поддаваться на провокации, нужно лишь последовательно воплощать в жизнь намеченную на саммите в Ньюпорте оборонную стратегию Альянса и сохранять единство в его рядах, призывает автор комментария.
«Войны не будет», — успокаивает в интервью Gazeta Wyborcza (25.03) глава оборонного ведомства Польши Томаш Семоняк (Tomasz Siemoniak). Он полагает, что Москва не решится на такой безответственный шаг, как нападение на Альянс, поскольку силы в этом столкновении были бы неравными: «Россия обладает военным потенциалом, ядерным оружием, но она слабее. Не стоит забывать, что размер российской экономики сопоставим с экономикой Италии, а российское население лишь немного превышает по численности население Японии. Россию нельзя недооценивать, но впадать в панику не стоит», — заключает министр.
В последнее время российская политика сводится к тезису «Смотрите, какие мы страшные и в любой момент можем стать еще страшнее, в любой момент мы можем пойти на Киев», но это лишь блеф, призванный посеять панику в западных обществах, рассуждал экс-министр внутренних дел Польши Бартоломей Сенкевич (Bartłomiej Sienkiewicz) в эфире телеканала TVN24 (19.03). «Стратегические бомбардировщики, ракетные войска — это просто оскал зубов. (…) Если стратегические бомбардировщики появляются в воздушном пространстве Великобритании — это не значит, что они ей угрожают, это война за Киев, только с использованием других средств», — подчеркивает политик.
Менее оптимистично настроен Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzeziński) (Forsal.pl, 25.03). В частности, его обеспокоенность вызвали звучавшие в Москве на торжественном митинге в честь присоединения Крыма к России лозунги «Дальше — Финляндия, а потом — Польша». «В прошлом эти страны некоторое время принадлежали к Российской империи, и эта идея продолжает присутствовать в российском сознании. Меня и многих других шокировало, что такие лозунги (…) могли звучать в присутствии президента России. Я не говорю, что он был их вдохновителем, однако он создал атмосферу, которая склонила к ним людей. Аппетит приходит во время еды», — обращает внимание американский политолог.
Россия ведет психологическую войну, стараясь ослабить связи между США и Европой, однако появление в Польше колонны американской техники, двигавшейся с учений в Эстонии на базу Германию, показало, что НАТО не намерено бояться Москвы, а солидарности Альянса ничто не угрожает, — подчеркнул советник президента Польши по международным вопросам Роман Кузняр (Roman Kuźniar) в интервью радиостанции TOK FM (24.03). Несмотря на это, по его мнению, события в любой момент могут начать развиваться непредсказуемым образом. «Президент Путин занимается сейчас тем, что в годы холодной войны называли балансированием на грани конфликта. Это соответствует его характеру: согласно разным исследованиям, это человек, обладающий повышенной склонностью к риску и низким умением оценивать рискованность ситуаций, то есть инстинктом самосохранения», — говорит собеседник радиостанции.
Главную опасность для Польши представляет сейчас информационная кампания, которую ведет против нее Россия: российская пропаганда сеет панику и хаос в польском обществе, а одновременно формирует в глазах россиян образ поляков как опасных врагов, пишет комментатор портала wPolityce.pl (25.03). В этой войне у Москвы есть свои польские союзники — это политики с коммунистическим прошлым и люди, связанные с российскими спецслужбами или другим образом зависимые от российского государства, а также некоторые вузы, позволяющие, в частности студентам пользоваться стипендиями «Газпрома» или организующие лекции посла России, — перечисляет автор публикации.
Польское государство и польские спецслужбы демонстрируют полную беспомощность в противостоянии объявленной полякам информационной войны: Варшава не только не идет в ответное информационное наступление, но и не усиливает своей разведывательной деятельности на восточном направлении, с сожалением подводит итог автор.
С негативной реакцией прессы встретился прошедший в Санкт-Петербурге Международный российский консервативный форум, на котором присутствовали представители крайне правых объединений из 14 европейских стран.
В Европе обвиняют представленные на мероприятии партии в фашизме, антисемитизме или связях с правыми террористами, все эти партии выступают против антироссийских санкций, поддерживают присоединение Крыма к России, а некоторые даже отправляли своих наблюдателей на крымский референдум, рассказывает Rzeczpospolita (23.03). Однако представители этих организаций выражают настолько крайние взгляды, что, по мнению экспертов, это ограничивает их современные и будущие политические возможности, в том числе в контексте взаимодействия с Россией, отмечает газета.
Россия хочет создать новый интернационал, объединяющий европейских крайних националистов, чтобы использовать их в качестве клина, который смог бы разбить солидарность стран Европы, так как «в Москве верят, что ей будет легче справиться с отдельными европейскими столицами, чем со сплоченным европейским фронтом», —пишет Gazeta Wyborcza (23.03). Россияне верят, что с их финансовой помощью крайне правые европейские объединения окрепнут и будут воплощать на континенте ее цели, то есть «служить Кремлю тем же самым, чем когда-то служил Сталину Коминтерн. Об этом следует помнить, когда представители России будут говорить нам о возрождении фашизма на Украине, которую поддерживает Европа», — указывает автор комментария.