Санкт-Петербург — удивительный город, вобравший в себя западную культуру и одновременно русский колорит с удивительной архитектурой. Здесь лучше всего чувствуется русский имперский дух. Пожалуй, в мире нет ничего лучше, чем роскошный Невский проспект, сверкающий витринами дорогих бутиков, модных магазинов и ресторанов. Все это делает его больше похожим на Нью-Йорк, нежели на Париж.
В то же время ты ясно отдаешь себе отчет в том, что находишься в европейским городе, где на каждом шагу ты сталкиваешься со щегольски одетыми мужчинами и изысканно одетыми дамами. По главной улице Санкт-Петербурга, протянувшейся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры, нескончаемым потоком движутся дорогие автомобили. Недаром говорят, что Северная столица — жемчужина России.
Население России составляет почти 150 миллионов человек, а по территории она занимает первое место в мире (17 миллионов квадратных километров, что почти в два раза больше, чем КНР, США, Бразилия или Австралия, и в шесть раз больше территории Аргентины).
Россия — страна с очень низкой плотностью населения, которая составляет 8 человек на квадратный километр (в Аргентине — 16 человек). На обширных территориях севера страны, в Сибири и на Дальнем Востоке (около 60% площади России) плотность населения не превышает 3-х человек на квадратный километр.
Советский период стал для России самым трагическим и тяжелым временем, в котором созидательные и разрушительные процессы переплелись в жесткий узел, развязать который порой казалось невозможным. Это очень важно для лучшего понимания современной России, где причудливо переплелись советские традиции и современные проблемы.
«Я родился в СССР и жил 34 года при коммунизме, а теперь в течение 25 лет пытаюсь приспособиться к новой жизни, — рассказывает Иван, водитель такси. — Да, у меня сейчас уровень жизни намного выше, чем во времена Советского Союза, а у моих детей есть современные мобильники и планшетники. Но я с годами все чаще думаю, как и миллионы моих соотечественников, о том, что раньше наша жизнь была спокойной и более предсказуемой. У нас не было ни богатых, ни бедных. Все жили более или менее одинаково. Я не считаю, что было лучше, но я уверен, что было спокойнее. Нынешняя молодежь, как это ни прискорбно говорить, мне не нравится».
Я прекрасно понимаю, что Санкт-Петербург — это не вся Россия, но чем больше я ходил по городу, тем сильнее меня распирало чувство гордости за этот город, столь любимый россиянами.
За постсоветские годы здесь были восстановлены десятки храмов, дворцов и музеев. Как и два с половиной века назад, Эрмитаж великолепен и ни в чем не уступает знаменитому парижскому Лувру. Санкт- Петербург вобрал в себя лучшие образцы европейской и азиатской культуры.
Несмотря на многочисленные разговоры об экономическом кризисе, обрушившемся на Россию, я его не увидел. Порой даже казалось, что все это очередные журналистские фантазии. В городе активно ведется строительство. Там, где проходила линия обороны во время блокады Ленинграда, которая длилась почти 900 дней и унесла жизни более 1,5 миллионов человек, появились современные жилые кварталы.
В прошлом году правительство Владимира Путина девальвировала рубль по отношению к доллару на 50%. Однако эта мера не спровоцировала резкий рост инфляции, которая держится на уровне 15-17% в год. «Цены в магазинах выросли, но не настолько, чтобы стать заоблачными. Что-то подорожало, что-то подешевело, — рассказывает знакомая аргентинка, которая вот уже восемь лет живет и работает в России. — Люди приспосабливаются, конечно сейчас нет того туристического бума, когда миллионы россиян выезжали за границу. Для них сейчас это дорого».
Из разговоров я понял, что никто из россиян не хочет возвращаться в советское прошлое, многие из них недовольны санкциями, которые Запад объявил после аннексии Крыма. Но компании не банкротятся, магазины не закрываются. Наоборот, на улицах городов появилось больше рекламных плакатов всемирно известных западных производителей. Да, рецессия в России существует, но простому обывателю она незаметна. Поэтому неслучайно западная пресса прилагает отчаянные усилия для демонстрации мировой общественности якобы надвигающегося апокалипсиса на Россию.
Конечно, падение цен на нефть больно бьет по России, у которой около половины всех поступлений в бюджет складывается из доходов от торговли «черным золотом». В этих условиях российское правительство должно действовать осторожно для поддержания оптимизма среди своих граждан.
Пока это удается.
Магазины и бутики, как и прежде, заполнены покупателями. Возможно, сейчас в России происходит удивительное — зарождение новой олигархии, которая в отличие от старой не стремится к бегству капиталов.
В России — сравнительно низкий уровень государственного долга, а объем золотовалютных резервов ЦБ оценивается в 350 миллиардов долларов.
Высокий уровень поддержки населения России Путина строится на здоровом и крепком русском национализме.
За время моего пребывания в России я заметил, что русский и прибалтийский народы объединяет климат. Среднегодовая температура не превышает пяти градусов по Цельсию, а зимой она опускается до 20 градусов мороза. Световой день зимой очень короткий.