Данные, свидетельствующие о том, что второй пилот самолета компании Germanwings, разбившегося во вторник во Франции, сам спровоцировал катастрофу, вызывают новую волну опасений в связи с той угрозой, которую, по мнению органов авиационного надзора и служб безопасности, труднее всего предотвратить — угрозой, исходящей от самих работников авиакомпаний.
По данным, размещенным на сайте Aviation Safety Network, отслеживающем авиационные происшествия, существуют подозрения, что по меньшей мере 12 авиакатастроф, произошедших в течение последних 40 лет, были преднамеренно спровоцированы пилотами и другими работниками, имеющими отношение к управлению полетами. В десяти случаях пилоты специально меняли маршрут, чтобы просить политического убежища в других странах.
Катастрофа с бортом Germanwings произошла всего лишь через четыре дня после того, как пилот самолета авиакомпании Ethiopian Airlines был заочно приговорен судом Эфиопии к 20 годам тюремного заключения за угон своего самолета в феврале прошлого года. 31-летний Хайлемедин Абер Теген (Haile-Medhin Abera Tegegn), поработавший в авиации 5 лет, воспользовался тем, что первый пилот отлучился, и заперся в кабине Боинга-767, летевшего в Рим. Затем он изменил маршрут самолета с 202 пассажирами на борту и полетел в Женеву, где попросил политического убежища, но был арестован.
Катастрофа самолета авиакомпании Germanwings «показывает, что инсайдерская угроза, исходящая от работников авиакомпаний, вполне реальна», считает Филип Баум (Philip Baum), руководитель лондонской компании Green Light Ltd, оказывающей консалтинговые услуги в вопросах безопасности полетов. После случая с эфиопским самолетом Баум заявил, что правила, требующие закрывать двери кабины пилотов, могут создавать проблемы, хотя могут быть и решением проблем.
По словам одного из чиновников Европейской службы безопасности полетов, после инцидента с самолетом эфиопской авиакомпании в регламенте использования дверей в кабине пилотов ничего не изменили. «Так как инцидент закончился благополучно, люди потеряли к нему интерес», — говорит он.
Принимая пилотов на работу, обычно проводят тщательный отбор кандидатов, а затем, когда они уже работают в авиакомпании, их постоянно проверяют. Периодичность и доскональность таких проверок у разных компаний и в разных странах отличаются.
Deutsche Lufthansa AG, в состав которой входит Germanwings, «осуществляет набор пилотов с особой строгостью», заявил во вторник глава концерна Карстен Шпор (Carsten Spohr). «По нашему мнению, то, что произошло, просто невероятно».
После терактов 11 сентября 2001 года власти всех стран мира ужесточили правила проверки пассажиров, пилотов и персонала для того, чтобы никто не смог пронести на борт самолета оружие или опасные вещества.
Однако в последние годы работники авиакомпаний и аэропортов во всем мире оказываются замешанными в подготовке терактов, контрабанде наркотиков и хищениях. Работники служб безопасности считают, что эти случаи свидетельствуют о том, что у работников авиакомпаний по-прежнему существует масса возможностей организовывать диверсии на воздушном транспорте.
Директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер (James Clapper) заявил в октябре прошлого года на конференции по безопасности полетов, что «инсайдеры-злоумышленники, работающие в сфере гражданской авиации, представляют собой еще большую опасность», чем те потенциальные самоубийцы, которые планируют совершить в самолете теракт с применением взрывчатых веществ.
Следователи подозревают, что в случае малазийского самолета компании Malaysia Airlines, год назад выполнявшего рейс 370 и пропавшего по пути из Куала-Лумпура в Пекин, кто-то из персонала, руководившего полетом, намеренно изменил курс. Обломков самолета обнаружено не было, однако существует версия, основанная на убедительных косвенных доказательствах, согласно которой была осуществлена управляемая диверсия и крушение самолета в Индийском океане.
За пять месяцев до этого — в ноябре 2013 года — в Намибии разбился лайнер Embraer авиакомпании Мозамбика LAM Mozambique Airlines, летевший в Анголу с 33 пассажирами на борту. По заявлению руководителя сайта Aviation Safety Network Харро Рантера (Harro Ranter), в качестве причины катастрофы следователи назвали «преднамеренные действия пилота».
В нескольких случаях, когда в крушении самолета обвиняли пилотов, например, как в случае с катастрофой, произошедшей в октябре 1999 года с Боингом-767 авиакомпании Egypt Air вскоре после вылета из Нью-Йорка, профсоюзы пилотов и власти соответствующих стран выступили с опровержением версии самоубийства пилотов.
При крушении самолетов авиакомпаний Egypt Air и LAM, а также во время вызывающей подозрения катастрофы Боинга-767 сингапурской авиакомпании Singaporean Silkair с 104 пассажирами на борту только один пилот находился в кабине, когда самолет начинал свое фатальное незапланированное снижение.
По правилам, действующим в США, если один пилот по какой-то причине покидает кабину, в нее должны зайти третий пилот или стюардесса. Подобные правила существуют и в некоторых других странах и в отдельных авиакомпаниях, однако в Германии и в компании Lufthansa, как утверждают в органах авиационного надзора и в самой компании, такие правила отсутствуют.
Когда во вторник самолет авиакомпании Germanwings пролетал над Германией, экипаж представил обоих пилотов по имени и объявил, что в кабине будут постоянно находиться три человека.
Потенциальную грозу для безопасности полетов представляют не только пилоты. Как утверждают работники служб безопасности полетов, проверки анкетных данных и послужных списков, а также оценка надежности работников наземных служб гражданской авиации, не имеющих доступа к самолетам, зачастую проводятся не так строго, как в случае с пилотами.
В феврале 2011 года британский суд присяжных признал бывшего программиста британской авиакомпании British Airways 36-летнего Раджиба Карима (Rajib Karim) виновным в организации терактов и использовании служебного положения для их подготовки. Обвинение инкриминировало ему преступные действия, которые, согласно приговору, представляли собой «леденящий кровь заговор», целью которого было взорвать пассажирский самолет, используя служебное положение. По их словам, он отправлял по электронной почте зашифрованные сообщения, предлагая устроиться на работу во вспомогательном составе экипажа и помочь пронести «пакет» на самолет, вылетающий в США.
В марте 2013 года вооруженные грабители в масках под видом полицейских украли из пассажирского самолета, ожидающего вылета из брюссельского аэропорта, бриллианты стоимостью в несколько миллионов долларов. По утверждению властей, преступники скорее всего воспользовались помощью работников аэропорта или получили от них информацию.
В том же году службы безопасности Франции обнаружили на борту самолета, следовавшего из Парижа в столицу Венесуэлы Каракас, партию кокаина весом более 1383 килограммов (3050 фунтов), стоимость которого на черном рынке составляет приблизительно 270 миллионов долларов. По заявлению полиции, то, с какой осторожностью и особым вниманием обращались с грузом в пункте вылета и в пункте назначения, свидетельствует о том, что наркодилеры пользовались помощью работников аэропорта.