Москва — На этой неделе Россия пошла в глобальное наступление на Латинскую Америку, пытаясь очаровать страны этого региона и создать противовес западным санкциям, введенным из-за ее политики на востоке Украины и в Крыму.
За последние несколько дней министр иностранных дел Сергей Лавров успел заверить Кубу в неизменной поддержке со стороны России, осудил американские санкции против Венесуэлы и даже заявил, что Россия может проявить готовность к участию в строительстве никарагуанского канала, способного создать конкуренцию Панамскому. Слухи о поставках оружия некоторым странам Латинской Америки заставили Вашингтон выразить свою обеспокоенность.
Визит Лаврова в четыре латиноамериканских государства, ставший очередным в серии поездок высокопоставленных российских руководителей, является частью крупной дипломатическое кампании, направленной на срыв возглавляемых США усилий по изоляции Москвы и наказанию ее за действия на Украине. За последний год президент Владимир Путин провел резонансные встречи с лидерами Китая, Индии, Египта, Турции и даже Венгрии, и в каждом случае ему удалось заключить важные торговые соглашения — и получить политическую передышку.
Во время визита в Бразилию летом прошлого года он подписал серию договоров с рядом латиноамериканских стран о поставках товаров, которых российский рынок был лишен из-за санкционной войны Москвы с Западом.
«Россия возвращается в Латинскую Америку после долгого периода бездействия, и конечно же, это вызывает определенную озабоченность в США, — говорит заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Игорь Ковалев. — Роль России в этом регионе неожиданно возрастает. Несомненно, отчасти это вызвано потребностью обойти западные санкции против России».
Слухи о самолетах
Москва не делала никаких официальных заявлений о новых поставках вооружений, однако в западных средствах массовой информации полно сообщений о том, что Россия готовится сдать в аренду штурмовики Су-24 Аргентине и даже продать истребители МиГ-29 Никарагуа.
Слухи о предоставлении Россией боевых самолетов Аргентине даже спровоцировали военный мини-психоз в Британии, которая в 1982 году вела войну с этой латиноамериканской страной за Фолклендские острова в южной Атлантике. Страсти, скорее всего, неумышленно, разжег российский посол в Британии Александр Яковенко. Он заявил финансируемому из Кремля телеканалу RT, что референдум 2013 года, когда подавляющее большинство жителей Фолклендских островов выразило желание остаться в составе Соединенного Королевства, легитимен в той же мере, что и организованный Россией в прошлом году референдум в Крыму, на котором крымчане проголосовали за присоединение к России.
«Если США могут вести разговоры о поставках оружия на Украину, то почему России нельзя демонстрировать, что она может сделать то же самое на американском континенте? — говорит Кирилл Коктыш, работающий в Москве в государственном Институте мировой экономики и международных отношений. — Конечно, здесь присутствует политический сигнал. Но налаживание отношений с этими странами также соответствует долгосрочным интересам России. Бизнес есть бизнес».
Россия уже поставляет крупные партии оружия в страдающую от кризиса Венесуэлу, против которой ввел санкции Вашингтон за якобы имеющие место нарушения прав человека.
У российской дипломатии появился шанс, который Лавров не упустил. Отмечая, что и Россия тоже страдает от американских преследований, министр заявил журналистам на Кубе, что политика Вашингтона «совершенно непоследовательна».
«Мы хотели бы, чтобы США прекратили искать врагов в своем географическом окружении и прислушались к единому голосу стран Латинской Америки и Карибского бассейна», желающих, чтобы их оставили в покое и дали возможность заниматься своими делами, сказал Лавров.
Вашингтон внимательно наблюдает за происходящим.
«Россия использует демонстрацию силы в попытке ослабить американское лидерство и бросить вызов влиянию США в Западном полушарии, — сказал на прошлой неделе в своих показаниях сенатскому комитету по делам вооруженных сил генерал корпуса морской пехоты Джон Келли (John Kelly), возглавляющий Южное командование США. — При Путине ... мы наблюдаем явный возврат к тактике холодной войны».
Специалисты говорят, что российская дипломатия искусно играет на противоречиях, существующих между США и многими странами Латинской Америки, следуя тактике, применяемой ею в Европе, Азии и на Ближнем Востоке.
«В регионе существует большая напряженность, особенно в связи с тем, что многие латиноамериканские страны поддерживают Венесуэлу и выступают против американских санкций, — говорит Ковалев. — Безусловно, Россия использует этот фактор. А почему бы и нет? Ведь этот метод работает».