Бывший дипломат Витольд Юраш (Witold Jurasz), который обычно отличается хорошей информированностью, сообщил в Facebook, что Москва предложила возобновить работу Российско-польской Группы по сложным вопросам.
Этой группе я посвятил свой последний комментарий на нашем портале. Я выдвинул противоположный тезис: о необходимости роспуска данной организации. Во-первых, она до сих пор не добилась ничего существенного (а некоторые ее российские члены в последнее время оказались вовлечены в антипольские акции кремлевской пропаганды); во-вторых, само ее существование и вес, которым наделяют в Варшаве ее работу и достижения разного рода успехов на исторической ниве, которой посвящена работа Группы, позволяют россиянам оказывать давление на Польшу, шантажировать ее руководство, чтобы взамен на иллюзорные уступки в символической сфере оно соглашалось на российские требования в сфере реальной. И, в-третьих, конструкция этой группы по своему определению не подразумевает равноправия: сопредседателем с польской стороны выступает политик, имеющий в нашей стране гораздо более высокий ранг, чем российский сопредседатель у себя на родине.
По всем этим причинам решение о возобновлении работы Российско-польской Группы по сложным вопросам, на мой взгляд, не просто неудачно, но и вредно. Явилось ли оно результатом оторванного от реальности мышления тех, кому застилает глаза фетиш какого-то мифического «примирения»? Или это попытка Гражданской платформы (PO) нейтрализовать действия Союза демократических левых сил (SLD) и Польской крестьянской партии (PSL), которые в последнее время позиционируют себя как антирусофобские партии «здравого смысла», что могло бы оттянуть голоса избирателей, охваченных страхом перед Москвой?
Помимо самого решения о возобновлении работ Группы, есть и нечто, что (если оно окажется правдой), предписывало бы использовать в отношении авторов этой идеи гораздо более жесткие выражения.
Как сообщают источники Витольда Юраша, польская сторона согласилась на предложение Москвы возобновить функционирование Группы10 апреля (или 9, что не меняет сути дела)... Юраш пишет, что «предложение такой даты — это провокация со стороны России, которая хочет разжечь эмоции и внутриполитические споры в Польше. Согласие на эту дату демонстрирует, что с нашей стороны полностью отсутствует политическое воображение». Я, к сожалению, думаю по-другому. Я полагаю, что идея назначить такую дату поступила неформальным образом из Варшавы, а Москва пошла в этом вопросе навстречу польскому руководству и согласилась официально высказать такое предложение. Мне кажется так потому, что «Гражданская Платформа» и ее правительство прилагают все усилия, чтобы сейчас, в ходе избирательной кампании, напугать поляков «партией "Право и Справедливость" (PiS), которая объявит России войну, мстя за Смоленск».
Возобновление работы Группы в день пятой годовщины трагедии на аэродроме «Северный» — это прекрасная идея, чтобы спровоцировать PiS на бурные протестные акции, которые дружественные власти СМИ, разумеется, преподнесут в этом духе: как проявление антироссийского безумия этой партии. Безумия, которое не закончится для нас ничем хорошим, если «рациональная Польша» не сможет преградить «радикальной Польше» путь к власти...
Значит ли это, что руководство вступает вместе с россиянами в игру против остальных поляков и берет у Москвы долг, который осложнит в будущем политику в отношении Кремля? Ну что же, ведь борьба с «Правом и Справедливостью» важнее... Впрочем, разве так происходит в первый раз?