Некоторые люди искренне полагают, что недавние вспышки ярости Вашингтона вызваны разочарованием победой Биньямина Нетаньяху на выборах в Кнессет и не связаны с политической позицией. Хорошо бы, если бы так и было, ведь ссоры между дружественными государствами — дело преходящее. Однако гораздо выше вероятность того, что речь идет о спланированной политике, и все, сказанное про Нетаньяху в рамках предвыборной кампании, было искажено и использовано для оправдания этих самых, заранее подготовленных действий. И развязанная в прессе кампания вокруг якобы имевших место попыток Израиля шпионить за ходом переговоров по ядерной программе Ирана тоже сочетается с политическим курсом, одна из целей которого — настроить американское общественное мнение против Израиля.
Кстати, обвинения в «шпионаже» для «вашингтонских старцев» — дело вполне привычное. Во время напряженных отношений администрации президента Джорджа Буша-старшего с премьер-министром Ицхаком Шамиром в прессе появились ложные утверждения, что Израиль, якобы, передал ракеты «Пэтриот» Китаю. И не случайно, что как тогда, так и сейчас ложные обвинения первыми опубликовали газеты, считающиеся дружественными по отношению к Израилю.
Премьер-министр в своей речи сказал, что «в его смену» палестинское государство создано не будет. Он имел в виду, что в условиях охватившего весь Ближний Восток хаоса, а также с учетом того, что любую территорию, с которой уходит Израиль, немедленно захватывает ХАМАС, создание палестинского государства откладывается. Никто в здравом уме не поверит, что только из-за этого высказывания Белый дом внезапно решил кардинально «пересмотреть» свое отношение к палестино-израильскому конфликту. Даже газета The Washington Post недоумевала, какая может быть связь между заявлениями президента США и его подчиненных со словами, сказанными премьер-министром Израиля в канун выборов.
Заявления, подобные сделанным президентом и главой администрации Белого дома Денисом Макдоноу (Denis McDonough) в ходе выступления перед антиизраильским лобби Джей-Стрит (J-Street), обвинившие Израиль в срыве мирных переговоров с палестинской стороной, могут ознаменовать собой пересмотр традиционной американской политики в поддержку прямых мирных переговоров как непременного условия урегулирования. Вместо этого принципа США, похоже, готовы поддержать международное решение, которое, даже если формально не будет так определено, окажется навязанным Израилю вопреки его позиции.
По мнению некоторых дипломатов, речь идет о готовности американцев поддержать резолюцию Совета безопасности ООН, которая установит основные параметры мирного урегулирования на базе принципа «два государства для двух народов», как сказал представитель ООН на Ближнем Востоке Роберт Серри (Robert Serry). Новая резолюция сменит решение Совбеза ООН № 242, которая до сих пор считалась основой мирного урегулирования. В резолюции № 242 имелись два важных пункта — о признании необходимости «безопасных границ» для Израиля, а также о том, что нельзя требовать полного израильского отступления со всех территорий, занятых в ходе Шестидневной войны в 1967 году.
Практически с первого дня каденции Барака Обамы в Белом доме было ясно, что президент США взвешивает возможность серьезно изменить американскую политику на Ближнем Востоке и сблизиться с исламским миром в целом и с арабскими государствами, в частности, а также улучшить отношения с Ираном, о чем свидетельствовало послание, которое он отправил верховному лидеру Ирана Али Хамени вскоре после вступления в должность президента. Насилие и кризисы, следующие один за другим на Ближнем Востоке, время от времени вынуждают Барака Обаму немного отклоняться от избранного курса. Но не только в палестинском вопросе, а также и в регулярных попытках сблизиться с Ираном за счет традиционных союзников США в регионе видно, что линия поведения, в общем, остается прежней.
Все это не означает, конечно, что Израиль не должен делать все возможное, чтобы дипломатическими, политическими и другими методами предотвратить дальнейшее обострение отношений с США. Но в первую очередь необходимо признать существующую реальность.