Бывшая стажерка Белого дома Моника Левински, скандал с участием которой чуть не привел к импичменту Билла Клинтона, вновь вышла на публику после десятилетнего молчания. Тем самым она пытается вновь вернуть себе свою жизнь.
В Национальной портретной галерее Вашингтона на холст с изображением Билла Клинтона падает тень. Ее отбрасывает манекен в синем платье вроде того, что носила 22-летняя стажерка Моника Левински во время сексуальной связи с 42-м президентом США в Белом доме. Эта композиция художника Нельсона Шэнкса перекликается с образом Америки, которая до сих пор не в силах забыть об этом скандале 1998 года. Произошедшее стало катаклизмом небывалых масштабов. Биллу Клинтону грозил импичмент, который лишь в самый последний момент отклонили в Сенате. Сегодня «самая униженная женщина Америки» (так нередко называют Левински) прерывает десятилетие молчания, которое, по ее замыслу, должно было помочь ей справиться с пережитой травмой (СМИ лишь без конца бередили рану).
Сейчас Монике 41 год, и она решительно настроена вернуть себе человеческое достоинство, которого ее так бесцеремонно лишили. Десять лет назад она неудачно попыталась сделать это с помощью коллекции сумочек и участия в реалити-шоу. Но сейчас все изменилось. Она появляется в поле зрения СМИ с новообретенной уверенностью, пусть и по-прежнему испытывает к ним недоверие. Она тщательно взвешивает каждое слово, чтобы не дать СМИ новых аргументов против нее. Ей не чужды юмор и самоирония, пусть она и не в силах предугадать, куда те могут ее завести. «Та женщина», как презрительно называл ее Билл Клинтон, все чаще появляется на публике. Она даже не постеснялась выйти на сцену с микрофоном в онлайн-конференции TED Talks. Заглавие ее выступления весьма красноречиво: «Цена позора». Текст она написала сама, хотя и окружена целой армией пиар-консультантов. Ей есть, что терять. Она прекрасно помнит о документальном фильме «Моника в черно-белом цвете» телеканала HBO, в съемках которого она согласилась участвовать. Ее пригласили в нью-йоркскую студию, где находились около ста зрителей. Журналист сразу же начал с такого вопроса: «Каково быть первой американской королевой фелляции?»
Есть у ее появления на публике и другая сторона. Бывшая первая леди страны Хиллари Клинтон в скором времени, без сомнения, вступит в гонку за Белый дом. Критики бывшего госсекретаря во главе с сенатором Рэндом Полом уже готовы воспользоваться делом Левински как предвыборным оружием.
Моника Левински впервые за долгие годы вновь заявила о себе в июне в интервью журналу Vanity Fair. Оно растрогало многих журналистов, которые освещали прошлый скандал. Популярный ведущий Late Show канала CBS Дэвид Леттерман публично извинился за то, как раньше высмеивал самую знаменитую стажерку Америки. А известный едким сарказмом ведущий НВО Билл Мар признал, что после прочтения интервью его кольнуло чувство вины.
В 1998 году, когда разгорелся скандал, социальных сетей еще не существовало, но то, как Монику бросили на растерзание в сети, оставило в ее душе глубокую рану: «Я потеряла репутацию. Меня публично называли той, кем я себя не считаю. Я лишилась человеческого достоинства». Это было даже хуже 445-страничного доклада независимого прокурора Кеннета Старра, который вбил себе в голову мысль сместить Билла Клинтона. В нем самым подробным образом описывались ее интимные связи с 42-м президентом. На Монике поставили клеймо. Облили грязью в СМИ. Ее имя всплыло в почти 130 песнях, причем даже у таких известных исполнителей, как Бейонсе, Эминем и Jeezy. Фамилия Левински стала синонимом проститутки и женщины, которая любой ценой стремится к власти.
Бывшая стажерка Белого дома решила дать этому потоку грязи иссохнуть. Ей предлагали должности с зарплатой более 10 миллионов долларов, но она от всего отказалась, потому что это не давало ей сказать о том, кто она на самом деле. Она даже уехала в Англию, где получила диплом по общественной психологии в Лондонской школе экономики. «Чтобы восстановить самосознание», чтобы забыть о тяжелом и бесконечно повторяющемся прошлом. Она долго была в разъездах между Лондоном, Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и Портлендом. В том числе в поисках работы. Но Америка все еще хорошо помнит фамилию Левински. В 2008 году у нее была вся необходимая квалификация, чтобы получить место. Она вспоминает о том, как ей ответили отказом: Вы, безусловно, умнейшая женщина, но для нас, как и для любой другой организации, которая зависит от грантов и государственного финансирования, это было бы слишком рискованно. Нельзя забывать о Клинтонах. В конце концов, Хиллари с 25% вероятностью может стать президентом».
У Моники Левински, которую Хиллари Клинтон в свое время назвала «самовлюбленной дурой», нет ни постоянного жилья, ни карьеры. Она посвящает все время размышлениям и рассказам о своей «настоящей жизни». Она любит общаться. Она — феминистка? Моника согласна с тем, за что борется движение, но не видит себя его частью. Нужно сказать, что во время скандала феминистки критиковали стажерку, а не самого президента, который в целом помог им в достижении поставленных целей. История молодого студента Тайлера Клементи, которого засняли на видео с другим парнем и выложили в интернет, вызвала у нее сильный отклик. Впоследствии Тайлер покончил с собой. Моника считает себя первой жертвой унижения в интернете и уверена в своем долге говорить от его имени, от имени всех тех, кому молча приходится терпеть издевательства.
Как бы то ни было, некоторые воспринимают все скептически и считают, что Монике пора избавиться от образа жертвы, который прилип к ней после принятых по наивности спорных решений. Что касается Хиллари Клинтон, возможно, однажды она даже скажет ей «спасибо». Как пишет журналист Карл Бернштейн в книге «Женщина у руля», бывшая первая леди решила побороться за место в Сенате как раз после скандала. Чтобы подчеркнуть свою независимость. И если в 2016 году Хиллари переедет в Белый дом, получится, что Моника по иронии судьбы сыграла в этом не последнюю роль.