Миротворцы расколют ЕАЭС?
Украина официально запросила ООН на предмет миротворческой операции на востоке. Эксперты, опрошенные газетой «Курсив» (26.03), разошлись в оценках перспектив участия в такой операции миротворцев из Казахстана и Белоруссии. Согласно одному из мнений, вовлечение Казахстана с Белоруссией напрямую в украинский конфликт в формате миротворческой операции может быть одним из возможных ходов Запада по расколу Евразийского союза. С другой стороны, известно, что как только в апреле 2014 года на территории Донецкой и Луганской областей начались боевые действия, Белоруссия предложила план разрешения конфликта, в основе которого лежало именно проведение миротворческой операции с ее участием.
Пути российского газа
Глава «Казмунайгаза» Сауат Мынбаев предложил использовать для экспорта российского газа в Китай инфраструктуру Казахстана. Однако специалисты сомневаются в том, что «Газпром» примет это предложение, поскольку издержки могут быть слишком высоки, пишет «Курсив» (27.03). Теоретически, если вдруг удастся договориться с «Газпромом» о транзите российского газа через Казахстан, для него это будет, несомненно, выгодно. Но есть технические проблемы, связанные с пропускной способностью существующего газопровода в Китай, хотя возможна схема замещения российского газа узбекским, допускает газета.
ЕС объединяется против «Газпрома», констатирует «Литер» (27.03), напоминая, что прошедший в Брюсселе саммит ЕС утвердил стратегию энергетического союза. Европейские лидеры обязались ускорить объединение национальных энергетических рынков, чтобы уменьшить свою зависимость от российских энергоносителей и значительно снизить цены на них. Еврокомиссия будет наделена полномочиями по проверке и согласованию договоров отдельных европейских газовых компаний с «Газпромом». При этом, отмечает газета, «в Кремле понимают, что, лепя из России образ монстра, Брюссель и Вашингтон преследуют свои сугубо „корпоративные“ цели».
Долгая дорога к алтыну
Министр экономики и финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов считает, что объективных экономических предпосылок для введения алтына нет, пишет «Мегаполис» (27.03). По словам министра, «создание валютного союза еще не означает введение единой валюты. Об этом говорить рано. На пространстве ЕАЭС пока не наблюдается достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций».
Предложение о введении единой валюты в ЕАЭС остается одной из самых обсуждаемых тем, и, как оказалось, не только казахстанское, но и белорусское общество разделилось по этому вопросу, сообщает «Курсив» (30.03). В странах с различными по структуре экономиками и темпами роста производительности труда сложно будет защищать товаропроизводителей. Например, Казахстан может попасть в ситуацию, когда ему нужна будет девальвация, а России нет, и тогда об индустриализации можно будет забыть.
Для полноценного функционирования ЕАЭС его участникам необходимо для начала реализовать всю совокупность мероприятий по созданию равных условий ведения хозяйственной деятельности. При этом часть белорусских экономистов уверена, что, в случае становления ЕАЭС в качестве классического крепкого экономического союза, введение единой валюты не только не будет означать потерю суверенитета, но, наоборот, будет свидетельствовать об экономической привлекательности евразийской интеграции.
Нужен саммит!
Комментатор «Деловой недели» (30.03) размышляет, смогут ли Россия и Запад понять друг друга. По его оценке, сложилась очень опасная ситуация, когда одна сторона пытается любыми средствами «развалить» другую сторону, а точнее – сделать так, чтобы этой самой «другой стороны» вообще больше не было на карте. Американские и европейские политики и дипломаты высказывают удивительную еще до недавнего времени мысль: мол, мы не против русских и россиян, и вообще России, но там просто завелся ужасный президент, который вот-вот завоюет весь мир, и мы должны ему всем «цивилизованным миром» в этом помешать.
Автор полагает, что спасти ситуацию может только немедленный российско-американский саммит, хотя при этом признает, что президенты двух стран друг друга на дух не переносят, а потому их встреча с практической точки зрения очень маловероятна.