Чиновники из Белого дома могут проявлять странную откровенность в обращениях к своим либеральным друзьям на страницах журнала New Yorker. Именно там безымянный руководитель в 2011 году похвастался, что Америка «лидирует сзади», и именно там президент Обама в прошлом году пренебрежительно отозвался об «Исламском государстве», назвав его террористической «командой второго состава». А теперь американский вице-президент раскрыл установки администрации в вопросах прав человека в Китае.
В номере от 6 апреля Джо Байден вспоминает встречу с Си Цзиньпином, которая состоялась до его восхождения в 2012 году на пост высшего руководителя КНР. Си спросил его, почему США придают такое «большое значением правам человека». Правильный ответ должен звучать просто: ни одно государство не имеет права лишать своих граждан основных свобод, а те страны, которые поступают таким образом, угрожают миру во всем мире, в связи с чем американская поддержка борьбе за права человека это вопрос ценностей и интересов.
Но Байден принизил роль американской правозащитной риторики, охарактеризовав ее как обычное политическое позерство. «Ни один президент Соединенных Штатов не смог бы представлять США, если бы он не демонстрировал преданность правам человека, — сказал он Си Цзиньпину. — Президент Барак Обама не смог бы удержаться у власти, если бы он не говорил об этом. Так что рассматривайте это как политическую обязанность». Затем Байден заверил китайского руководителя: «Из-за этого мы не становимся хуже или лучше. Такие мы есть. Вы принимаете свои решения. Мы принимаем свои».
Си Цзиньпин прислушался к этому совету. С момента прихода к власти он бросил за решетку более 1 000 политзаключенных, от антикоррупционного активиста Ху Чжиюна (Xu Zhiyong) до адвоката Пу Чжицяна (Pu Zhiqiang) и журналистки Гао Ю (Gao Yu). Он ужесточает репрессии против уйгуров в Синьцзяне, запрещает все новые мусульманские обычаи и традиции. Он до конца жизни посадил за решетку ученого и активиста Ильхама Тохти (Ilham Tohti). Ужесточаются репрессии против христиан, строже становится контроль в интернете. Нобелевский лауреат Лю Сяобо (Liu Xiaobo) остается в тюрьме, а его жена Лю Ся (Liu Xia) уже пятый год незаконно содержится под домашним арестом. Адвокат Гао Чжишен (Gao Zhisheng) в августе вышел из тюрьмы, но ему не позволяют выехать на лечение за границу. Самый либеральный в Китае город Гонконг лишается своей свободы печати и политической автономии.
Несмотря на все это, Си и его правительство не встречают почти никакого противодействия со стороны Вашингтона. Это вполне в духе заявления, которое Хиллари Клинтон сделала в 2009 году, сказав, что права человека не должны мешать дипломатии в таких вопросах как экономика и охрана окружающей среды. Через несколько месяцев Обама попытался сделать шаг назад, заявив в ООН, что демократия и права человека это не второстепенная вещь. Однако действия его администрации, а теперь и заявления Байдена свидетельствуют об обратном.