Несколько дней назад я писал, что нам не следует бояться ядерного шантажа России. Некоторые читатели сделали мне замечание, что я недооцениваю угрозу. Это не так. Я сделал ясную оговорку: нам нечего бояться, пока Путин сидит за переговорным столом с лидерами западных стран. Но нельзя исключать, что кремлевский лидер в какой-то момент опрокинет этот стол, и тогда Польшу и все европейские страны, которые граничат с Россией, ожидают неприятности.
Ядерный Армагеддон
Сценарий прямой агрессии России против Европы маловероятен, однако полностью исключить его нельзя. Российские военные не только постоянно пугают нас ядерным Армагеддоном, но и отрабатывают его в штабных играх и на полигонах. В 2013 году в ходе учений «Запад» Россия и Белоруссия отрабатывали сценарий атаки на страны Балтии и Польшу (в ходе операции предполагалось нанесение ядерного удара по Варшаве).
О российском ядерном сценарии писал недавно российский оппозиционер и эксперт по стратегии ядерных войн Андрей Пионтковский. По его словам, российские войска сначала нападут на Эстонию. Если НАТО не даст немедленного ответа, то кризис завершится эффектным блицкригом Москвы.
Но если Альянс будет способен на эффективную реакцию и отправит свои войска в регион конфликта, то Путин сделает следующий шаг. Он нанесет ядерный удар по двум европейским столицам, и, как отмечает Пионтковский, «это не будет ни Париж, ни Лондон». Путин, уверенный в трусости западных лидеров, предполагает, что они не решатся отреагировать, так как НАТО пришлось бы ответить ядерным ударом по Москве, за чем последовало бы российское возмездие и уничтожение Европы, России и США. Так что Путин не понесет наказания за удар по двум европейским столицам и добьется двух важнейших целей: разгромит НАТО и скомпрометирует США. Этот мрачный сценарий, конечно, остается наименее вероятным, однако раз его рассматривают в России, его следует принимать во внимание на Западе, в том числе в Польше. Даже если единственная его цель — дезинформация и запугивание противников Кремля.
Доктрина слабости
Наша оборонительная стратегия базируется на гарантиях НАТО. Вопреки распространенному представлению, наши союзники обязаны не безоговорочно защищать территорию Польши, а лишь оказать помощь, которую они сочтут необходимой. Может оказаться, что в случае нападения на нашу страну, они сочтут необходимой лишь дипломатическую поддержку, и тогда нам придется довольствоваться их громогласными протестами и возмущением.
Польша не следует базировать свою безопасность исключительно на гарантиях иностранных держав. Но так происходило до сих пор. В последние два с половиной десятилетия мы ограничивали свой оборонный потенциал. Мы сократили армию до 100 тысяч человек, большинство из которых — это бюрократы в форме, поскольку сражаться на поле боя способны лишь 20-30 тысяч военных. У нас нет эффективной системы противовоздушной и противоракетной обороны. А это означает, что россияне при помощи ракет из Калининградской области способны за несколько часов уничтожить не только гордость нашей армии — самолеты F-16, но и важнейшие элементы инфраструктуры (мосты, электростанции и т.д.). И они могут сделать это совершенно безнаказанно, поскольку польская оборонная доктрина до недавнего времени не предусматривала возможности устрашения. Это значит, что нам было нечем угрожать российской территории. Все делалось в русле философии: чем более беззащитны мы будем, тем безопаснее. Она имеет долгую традицию в польской мысли, ее корни можно найти еще в эпоху правления саксонской династии (1697–1763 годы, — прим.пер.). Именно эта философия привела к утрате независимости в конце XVIII века. Польское руководство отказалось от этой концепции всего несколько месяцев назад, решив приобрести тактические крылатые ракеты JASSM (мы получим их в 2016 году). В планах есть также покупка крылатых ракет среднего радиуса действия. Благодаря им польская армия сможет, правда в будущем, нанести удар по территории потенциального агрессора, каким выступает Российская Федерация.
Польская ядерная бомба
Как отметил выдающийся довоенный россиевед Влодзимеж Бончковский (Włodzimierz Bączkowski), чтобы успешно соперничать с Россией, нужно использовать те же методы, что и она. Так что если Кремль пугает нас ядерным оружием, мы должны отплатить ему той же монетой. Создание собственных ядерных сил в настоящий момент, скорее, невозможно: у нас нет необходимых для этого технологий, ракет для его транспортировки, а, прежде всего, это запрещает нам международное право.
Польша может обойти ограничения, подключившись к программе НАТО по предоставлению американского ядерного оружия союзникам (NATO nuclear sharing). Она заключается в том, что ядерное оружие размещается на американских базах, находящихся на территории стран-членов Альянса, а в условиях войны предоставляется их вооруженным силам. В этой программе принимает участие, в частности, Германия, на территории которой находится несколько десятков американских ядерных бомб B-61. Правительство в Берлине, которое уже не чувствует угроз, охотно избавилось бы от ядерных вооружений. Так складывается, что польские F-16 при небольшой модификации могли бы переносить эти бомбы. Поэтому следует рассмотреть возможность усиления польского потенциала устрашения и переноса американской базы в Польшу.
В странах НАТО уже начали вести дискуссии на тему ядерных вооружений на территории новых стран-членов. В конце января с письмом на эту тему в министерство обороны США обратились два депутата-республиканца — Майк Роджерс (Mike Rogers) и Майкл Тернер (Michael R. Turner).
В Польше эту тему обсуждают эксперты, но не политики. А ведь именно их роль будет решающей: они будут уговаривать американские элиты, чтобы США существенным образом усилили стратегическую позицию Польши и других стран восточного фланга НАТО. Ведь пока наш важнейший союзник сохраняет в отношении наших оборонных потребностей крайне сдержанную позицию.