Совсем недавно такие тропические страны, как Индонезия и Бразилия, считались главными врагами активистов кампаний по защите лесов. Эти страны вырубали огромные площади тропических лесов, чтобы расчистить место для сельскохозяйственной деятельности.
По большому счету эти страны до сих пор активно вырубают свои леса, однако сегодня, возможно, пришло время передать эстафетную палочку главного противника охраны лесов другим государствам.
Согласно новым данным, опубликованным Всемирной лесной вахтой (Global Forest Watch), ситуация с уничтожением лесов постепенно усложняется, что, возможно, является хорошей новостью для тех, кто сотрудничал с правительствами тропических стран с целью замедлить темпы вырубки лесов, но одновременно с этим это плохие вести для стабильности климата нашей планеты. Как сообщают представители Всемирной лесной вахты, некоторые из компаний, занимающих лидирующие позиции по объемам вырубки лесов, располагаются в тысячах миль к северу от экватора, а именно в России, Канаде и США.
Всемирная лесная вахта — это совместный проект примерно 60 групп, собравшихся под эгидой Института мировых ресурсов, расположенного в Вашингтоне, при поддержке университета Мэриленда и компании Google. В рамках этой программы с помощью специальных алгоритмов обрабатывают снимки со спутников NASA и Геологической службы США, чтобы оценить изменения в лесном покрове.
По словам Джеймса Андерсона (James Anderson) из Института мировых ресурсов, эксперты этого проекта проанализировали около 400 тысяч снимков со спутников.
С 2011 по 2013 год на долю России и Канады пришлось 34% потерь мирового лесного покрова, а это значит, что ежегодно они теряли примерно 26 тысяч квадратных миль или 6,8 миллиона гектаров лесного покрова. При этом объем потерь лесного покрова в России существенно — почти в два раза — превышает объемы потерь в Канаде. Потери лесного покрова в этих странах связаны с массивными пожарами в северных лесах, которые простираются по всему субарктическому региону и состоят преимущественно из елей, сосен и лиственниц.
Сегодня северные леса выгорают с невиданной прежде скоростью, как говорится в исследовании 2013 года, а эксперты по изменению климата предсказывают более частые и масштабные пожаров в связи с потеплением климата, который приводит к более длительному и теплому летнему сезону в этих районах.
Согласно исследованию 2013 года, результаты которого были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, эти северные леса, которые также называют тайгой, заключают в себе более 30% мировых запасов углерода на суше.
Увеличение числа и площади пожаров в этих лесах приводит к увеличению объемов выброса углекислого газа в атмосферу, что становится причиной потепления климата, которое в свою очередь вызывает увеличение числа и площади пожаров. В последние несколько лет всплеск лесных пожаров, который по большей части был спровоцирован деятельностью человека, был зафиксирован в различных частях Канады и особенно в Сибири. По словам Андерсона из Института мировых ресурсов, большая часть потерь лесного покрова была вызвана именно лесными пожарами, а также вырубкой лесов.
«Сейчас [в России] ведутся ожесточенные споры вокруг точного соотношения числа пожаров, спровоцированных деятельностью человека, и пожаров, возникших по естественным причинам», — рассказал Андерсон, который сотрудничает с экспертами программы по охране лесов в Институте мировых ресурсов. По его словам, некоторые эксперты уверены, что эти пожары по большей части вызваны деятельностью человека, связанной с развитием инфраструктуры.
После пожаров леса могут снова вырасти, однако северные леса растут с гораздо меньшей скоростью по сравнению с тропическими лесами.
В 2013 году мир потерял более 69 500 квадратных миль или 18 миллионов гектаров лесных покровов. Эти территории в два раза превышают площадь Португалии, и это лишь немногим меньше, чем площадь лесных покровов, потерянных в 2012 году. Однако по сравнению со средней величиной потерь лесного покрова с 2000 по 2012 год эксперты Всемирной лесной вахты отмечают рост объемов потерь на 5,2%.
То, что происходит с лесами, является трагедией не только для растений и животных, обитающих в них. Леса — это один из главных сберегательных банков углерода в мире, они мешают попаданию двуокиси углерода в атмосферу. Когда деревья вырубаются или сгорают, углерод, который они поглощали, высвобождается в атмосферу, ускоряя потепление климата.
Россия и Канада возглавили список стран с наибольшими потерями лесного покрова, вызванного в основном лесными пожарами, и на их долю пришлось 34% общих лесных потерь (потери лесного покрова — это мера общей потери деревьев на конкретной территории независимо от причин). Данные института доказывают, что в период с 2011 по 2013 год Россия, Канада, Бразилия, США и Индонезия входили в первую пятерку стран с наибольшими потерями лесных покровов.
Неожиданные перемены в Индонезии
В докладе Всемирной лесной вахты 2012 года говорилось, что Индонезия обогнала Бразилию, заняв первое место по объему потерь лесного покрова в мире. Между тем в 2013 году показатели ежегодной потери лесных покровов Индонезии достигли рекордно низкого уровня за последние 10 лет.
С 2011 по 2013 год ежегодные потери лесных покровов в Индонезии составили в среднем 1,6 миллиона гектаров, что доказывает, что скорость потерь лесных покровов Индонезии, возможно, перестала расти, по крайней мере временно.
В отношении Индонезии Андерсон отметил, что причины замедления темпов потери лесов пока остаются неясными. «В течение последнего десятилетия ситуация в этой стране была крайне неблагоприятной, — сказал он. — Главный вопрос в том, каковы причины такого замедления».
По его словам, за последний год цены на пальмовое масло и другую сельскохозяйственную продукцию снизились, что могло привести к снижению темпов создания новых пальмовых плантаций. Кроме того, индонезийское правительство пообещало приостановить вырубку девственных лесов — однако ведущие западные компании, такие как Unilever, не предприняли никаких усилий по замедлению вырубки лесов.
«В течение последних 12 лет мы наблюдали за стремительным исчезновением девственных лесов Индонезии, поэтому это очень хорошо, что скорость потери лесных покровов снизилась до менее полумиллиона гектаров в 2013 году», — отметила в официальном заявлении Белинда Маргоно (Belinda Margono), сотрудник университета Мэриленда и сотрудник Министерства защиты окружающей среды и охраны лесов Индонезии.
«Однако вырубка деградировавших лесов остается серьезным вопросом — 98% потери лесных покровов происходит в тех районах, которые уже были повреждены тем или иным образом. Эти леса все же имеют большое значение, потому что они заключают в себе значительные запасы углерода, поэтому их необходимо восстанавливать и сохранять для будущих поколений».