Как ни странно, но о самом известном кандидате мы почти ничего не знаем
Теперь в любой день можно ждать, что Хиллари Клинтон объявит о намерении участвовать в президентских выборах (12 апреля Клинтон объявила о намерении участвовать в выборах президента США, прим.ред.). Большинство американских граждан, услышав это, удивятся не больше, чем от новости, что Синко де Майо опять состоится 5 мая (Cinco de mayo — Пятое мая, национальный праздник Мексики, который также широко отмечается в США — прим. пер.). Госпожа Клинтон уже давно присматривается к этой высокой должности. В 2008 году она чуть не получила ее, и теперь, как кандидат, стала намного сильнее. Они с мужем создали мощную предвыборную машину. И как только Хиллари Клинтон повернет ключ зажигания, машина эта начнет жадно поглощать денежные пожертвования, издавать эффектные реплики и сбивать с ног соперников. Некоторые считают, что г-жу Клинтон не остановить и не победить: ирландская букмекерская компания «Пэдди Пауэр» оценивает ее шансы захватить Белый дом в 2016 году в 91%.
Успокойтесь. В прошлый раз ее победа тоже казалась неминуемой, но оказалось, что это не так. В 2008 году за месяц до съезда фракций в Айове по результатам опроса избирателей она опережала других кандидатов от Демократической партии на 20%, но все же проиграла молодому сенатору из Иллинойса. Ее — несмотря на дисциплинированность и упорство — нельзя назвать блестящим участником избирательной кампании. В этот раз пока еще не ясно, кто может стать ее конкурентом из числа однопартийцев, однако время еще есть. Избиратели, которые будут участвовать в праймериз, хотят, чтобы это были настоящие выборы, а не коронация. И сложно сказать, как она себя покажет в борьбе с возможным кандидатом от республиканцев, особенно если учесть, что пока никто не понятия не имеет, кто это будет. Ожидается, что отряд соперников будет весьма разнообразным — от чересчур активного Теда Круза (Ted Cruz) до сдержанного Джеба Буша (Jeb Bush). Рэнд Пол (Rand Paul), жестко критикующий участие США в афганской и иракской войнах и тотальную слежку, устроенную АНБ при Бараке Обаме, вступил в борьбу 7 апреля. И тем не менее г-жа Клинтон начинает президентскую гонку в качестве фаворита, поэтому стоит задаться вопросом: что ее выделяет в ряду возможных соперников?
Зарубежные визиты и информационные бюллетени
Компетентность и опыт — ответят ее сторонники. В бытность госсекретарем она посетила 112 стран, налетав более полутора миллиона километров. Если во время ее президентства разразится внешнеполитический кризис, есть надежда, что она в этой проблемной стране уже была, читала информационные бюллетени и пила чай с местными политическими воротилами. Таким опытом не может похвастаться ни один другой кандидат от той или другой партии.
К тому же она не хуже других понимает Вашингтон. На протяжении восьми лет она была близким советником президента (то есть своего мужа), который сбалансировал бюджет и добился договоренности обеих партий по реформированию системы социального обеспечения и условий для торговли в Северной Америке. Затем, будучи уже сенатором, г-жа Клинтон взяла за правило прислушиваться и сотрудничать с сенаторами, представлявшими обе части политического спектра, в результате чего некоторые республиканцы публично высказали сожаление о том, что в прошлом относились к ней отрицательно. Оказавшись в президентском кресле, Хиллари Клинтон могла бы гораздо эффективнее добиваться соглашений с законодателями (из обеих партий), чем это удается президенту Обаме. И почти наверняка она будет прилагать больше стараний.
Только вот с какой целью? Как ни странно, тем, кто находится на политической арене страны на протяжении четверти века, довольно сложно точно определить ее убеждения и взгляды. В вопросах внешней политики она себя не относит ни к реалистам, ни к идеалистам, а называет «идеалистическим реалистом». В недавно изданных воспоминаниях она воспевает «американскую модель свободных рынков для свободных людей». При этом представителями левого крыла она советует: «Никому не позволяйте убеждать вас, что рабочие места создаются корпорациями и компаниями» (затем ее помощник уточнил, что она имела в виду налоговые послабления для корпораций). В некоторых случаях об убеждениях кандидатов можно судить по тому, кого они держат в качестве советников. Но у г-жи Клинтон таких советников сотни — среди них есть светила и выдающиеся представители всех фракций республиканской партии. Ее бывший коллега по сенату Чарльз Шумер (Charles Schumer), представляющий штат Нью-Йорк, назвал ее «самым непонятным человеком из всех, кого вы встретите в жизни».
Критиков Хиллари Клинтон из числа представителей правого крыла беспокоит то, что она из тех государственных деятелей, которые рвутся к власти («уступи ей самую малость — и она начнет тобой руководить» — гласит надпись на предвыборном значке). Левых критиков настораживает, что она слишком близка к финансовым олигархам с Уолл-стрит (высказываются предположения, что для своей кампании она наберет миллиард долларов). Они опасаются и того, что она далека от проблем простых американцев (она впервые поселилась в губернаторском особняке еще в 1979 году) и является сторонницей агрессивных методов в международной политике (она поддержала вторжение в Ирак). А может Хиллари Клинтон — нечто среднее и относится к, «разумным политикам с умеренными взглядами»? Такое определение подходит ей больше, чем, скажем, Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren) или Мартину О’Мэлли (Martin O’Malley) — двум ее возможным соперникам из числа демократов, которые резко критикуют торговлю и банковскую систему. Но избиратели хотят знать еще больше.
В прошлый раз, когда Хиллари Клинтон представила подробную экономическую программу в ходе президентской кампании 2008 года, она несколько отклонилась влево от программы своего мужа 1990-х годов (например, меньше ориентировалась на вопросы торговли). При этом она почти вплотную приблизилась к тому плану, который в конечном счете выбрал Барак Обама (фактически предложенная Обамой программа реформирования здравоохранения «Obamacare» больше похожа на ее план, чем на президентский). Мир с тех пор изменился, и демократы сейчас яростно спорят над тем, как устранить неравенство, не сдерживая при этом экономический рост. «Центр американского прогресса» (Centre for American Progress) — один из экспертно-аналитических агентств, к мнению которого прислушивается г-жа Клинтон, опубликовал недавно перечень политических шагов, призванных содействовать развитию так называемого «инклюзивного капитализма». В списке содержатся вполне разумные предложения, например увеличение инвестиций в инфраструктуру и более широкое внедрение системы дотаций к заработной плате нуждающихся работников. Предлагаются и некоторые интересные решения, например, вовлечь «советы предприятий» в работу по сплочению работников и руководства. Правда есть и неоднозначные идеи, такие как увеличение имеющихся субсидий для создания ипотечного фонда и новых рабочих мест для молодежи. Что из всего этого покажется интересным г-же Клинтон? Было бы неплохо узнать поподробнее.
В вопросах внешней политики главным заявлением Хиллари Клинтон является то, что она будет действовать жестче, чем Барак Обама. Она поддержала его в вопросе размещения войск в Афганистане, но выразила сожаление, когда он ввел для него ограничительные сроки. Она убеждала его вооружить сирийских повстанцев, борющихся с исламистами, он колебался. Она упрекает его за неспособность выбрать более подходящий принцип ведения внешней политики, чем принцип «Не делать глупостей». Но при этом многое в ее позиции остается неясным. Например, думает ли она, что ей удалось бы заключить с Ираном более выгодную ядерную сделку? И все же многие зарубежные лидеры с радушием примут американского главнокомандующего, который по-настоящему умеет поддерживать контакты со всем миром.
Секреты и привилегии
Скептики высказывают еще два опасения в связи с кандидатурой Хиллари Клинтон. Некоторые из них утверждают, что ей нельзя доверять — и оснований для такого заявления стало еще больше, когда выяснилось, что, находясь на посту госсекретаря, она пользовалась личной электронной почтой, и предоставила в распоряжение Госдепартамента только те письма, которые сочла нужным, удалив остальные. Другое опасение, которое она уж точно не сможет развеять, связано с тем, что политические династии опасны, и что вреда от них гораздо больше, чем той пользы, которую Америка могла бы извлечь, впервые выбрав президентом женщину. Бывший кандидат на пост президента Гэри Харт (Gary Hart) заявил в своем интервью изданию Politico, что, имея население более 300 миллионов человек, «мы не должны ограничивать свой выбор лишь двумя семьями, умеющими управлять страной». Предвыборная кампания еще только началась, и если г-жа Клинтон намерена заслужить тот пост, которого она добивается, ей придется серьезно подумать над ответами на озвученные вопросы.