Вернувшаяся к имперской риторике Россия использует 70-ую годовщину окончания Второй мировой войны для проведения масштабной пропагандистской акции: 9 мая в Берлин прибудут «любимцы Путина» — члены байкерского клуба «Ночные волки». Объединение называет своим главным лозунгом патриотизм имперского толка и поэтому пользуется особой поддержкой российского президента, рассказывает Newsweek Polska (9.04). С 2008 года «Волки» открыто высказывались в поддержку крымского сепаратизма, в 2014 — принимали участие в формировании первых русских «бригад самообороны» в Севастополе, а недавно выступили инициаторами создания российского движения «Антимайдан», перечисляет еженедельник.
Польский МИД и министерство внутренних дел не должны допустить проезда «Ночных волков» через территорию Польши, транслировал мнение, звучащее в подавляющем большинстве польских изданий, политик Павел Коваль (Paweł Kowal). (TVN 24, 13.04) Он называет акцию российского мотоклуба «символическим насилием, которое служит первым шагом к реальному»: «Это игра с Польшей, в которой мы должны ясно показать, что видим эти намерения и не хотим, чтобы они воплощались в жизнь».
Историк и публицист Тадеуш Плужаньский (Tadeusz Płużański) в интервью wPolityce (14.04) называет членов группы «Ночные волки» «вдохновляемыми и поддерживаемыми Кремлем бандитами». В их лице «мы имеем дело с путинско-кремлевской, однозначно националистической идеей. Такова сегодняшняя Россия, национализм стал там государственной идеологией. Но отметим, что эти байкеры ссылаются также на коммунистические лозунги. В Польше коммунизм запрещен, и это один из аргументов в пользу закрытия границы от подобных групп», — говорит собеседник портала.
Россияне пытаются приучить соседей, что они имеют право «посещать» на своих условиях, кого захотят. Но не стоит быть наивными, «зеленые человечки в кожаных куртках» — это явные агенты Кремля, и их появление грозит неприятными инцидентами: если перед ними закрыть границу, они могут решить штурмовать ее силой, а если впустить их в Польшу, возрастет риск «разного рода провокаций и преступных действий со стороны российских уголовников, которые только и ждут, чтобы устроить беспорядки», — предупреждает Polonia Christiana (15.04).
Впускать российских байкеров в Польшу — это проявление русофобии, ведь нужно быть садистом, чтобы заставлять их ездить по дырявым дорогам, платить штрафы из-за абсурдного ограничения скорости или стоять в пробках при пересечении городов, иронизирует публицист Fronda.pl (13.04) и, меняя тон, констатирует: «Мы не обязаны впускать на территорию Польши попавшую под американские санкции бандитскую группировку, которая принимала участие в аннексии Крыма. Их просто можно развернуть на границе».
Polityka (13.04) предлагает, напротив, подготовить для участников мотопробега особый прием: встретить их на пограничном переходе лекцией историков, правозащитников и представителей польских властей о непарадных фактах из деятельности Красной армии и сталинских преступлениях, представить западную точку зрения на присоединение Крыма к России и события в Донбассе, а потом дать в сопровождение польских мотоциклистов, которые бы занялись тем, чтобы «по дороге россияне не забыли услышанного». «Если у кого-то насчет пробега сторонников Путина есть идеи получше, пусть он воплощает их в жизнь. Только без вариантов с применением насилия. Это было бы не только против правил: от такого рода акций выиграла бы лишь одна сторона, и это точно не была бы Польша», — подводит итог автор комментария.
В пятую годовщину крушения президентского самолета ТУ-154М под Смоленском на повестку дня вновь вернулась тема взаимодействии польской и российской стороны при расследовании этой катастрофы, ставшей польской национальной трагедией.
Поскольку лайнер разбился на территории России, она имела право и была обязана начать собственное следствие, однако Польша должна была с самого начала более решительно требовать от Москвы возвращения бортовых самописцев и обломков самолета, говорит польский сенатор и бывший премьер-министр Влодимеж Чимошевич (Włodzimierz Cimoszewicz) в интервью газете Polska (10.04). Сотрудничество российских и польских следователей в прошедшие годы складывалось не лучшим образом, и на это, как полагает политик, были причины: «Возможно, россияне вели себя подозрительно, опасаясь, что польское расследование будет вестись так, чтобы доказать какую-то вину российской стороны, и не хотели брать за это ответственности. Возможно, они сами осознавали, что действия российских диспетчеров на аэродроме не были идеальными, но признаться в этом не могли».
Бывший польский посол в Москве Станислав Чосек (Stanisław Ciosek) указывает, что Москва не возвращает обломки самолета «назло полякам», которые превратили их в «сакральный объект» и стали, таким образом, легким объектом для шантажа (Interia.pl, 10.04). Дипломат сомневается, что останки лайнера могут скрывать в себе какие-то доказательства и тем более тайны, и подчеркивает, что вина за катастрофу лежит как на польской стороне, игнорировавшей летные процедуры, так и на российских диспетчерах, действовавших в обстановке «хаоса в принятии решений».
Россияне изначально были настроены на ведение вокруг катастрофы политической игры, а их действия не были нацелены на выяснение ее причин с правовой и тем более моральной точки зрения, и на этом фоне говорить об эффективном сотрудничестве двух следствий не приходилось, говорит историк Мечислав Рыба (Mieczysław Ryba) в интервью Nasz Dziennik (10.04). «Не будем забывать, что в азиатском мире вопросы правды и справедливости не играют особой роли, особенно в таких случаях. (…) Россияне стремятся к тому, чтобы в Польше не было ясности на эту тему. Им выгоден существующий хаос, и они его постоянно подпитывают при помощи новостей, которые время от времени запускаются в оборот», — убежден он.
Распространяемые в Польше некоторыми политиками теории о совершенном на президента Польши покушении позволяют России формировать в российском обществе негативный образ поляков и изображать их «генетическими русофобами», обращает внимание Глава МИД Польши Гжегож Схетына (Grzegorz Schetyna). В предыдущие годы Варшава старалась найти точки соприкосновения с Москвой, выстроить с ней дружественные отношения, однако сейчас верх взяли негативные эмоции, а взаимное сотрудничество сошло на нет: фактически прекратила работу Российско-польская Группа по сложным вопросам, в политических ястребов превратились прежде прагматичные и склонные к поиску компромиссов люди, как председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев или министр иностранных дел Сергей Лавров, с сожалением отмечает Схетына (Gazeta Wyborcza, 15.04).