Событием недели стала декларация министров пяти северных стран, принятая вечером 9 апреля, которую после публикации в норвежской газете Aftenposten (10.04) процитировали все ведущие СМИ Скандинавии и Финляндии. В подписанном четырьмя министрами обороны (Исландию представлял министр иностранных дел, так как в стране нет собственной армии) документе говорится: «Российская пропаганда сеет раздор; мы должны быть готовы к любому кризису. Поведение России — серьезный вызов безопасности в Европе... Россия показала, что она готова использовать военные методы для достижения политических целей, даже если это предполагает нарушение принципов международного права... Более тесное сотрудничество северных стран и солидарность со странами Балтии..., а также сотрудничество с НАТО и ЕС... поможет укрепить безопасность в регионе» Aftenposten (10.04).
В Швеции «декларацию пяти министров» восприняли в целом благожелательно, за исключением бывшей коммунистической газеты Flamman (10.04), которая предлагает «организовать широкий протест против НАТО».
Таблоид Expressen (10.04) называет «декларацию пяти министров» «хорошей новостью». Директор «фабрики мысли» «Свободный мир» (Frivärld) и постоянный колумнист газеты Svenska Dagbladet (13.04) Матс Юханссон (Mats Johansson) призывает: «Пришло время для патриотизма!», уточняя, что теперь «можно двигаться к НАТО шаг за шагом, без этих метафизических всплесков со стороны левых, которые так и застряли в своих мифах о надежности политики нейтралитета».
Пока шведский парламент обсуждает военный бюджет, СМИ советуют премьер-министру Стефану Лёвену (Stefan Löfven) «подумать об обороне» и с сожалением вспоминают о том, как при прежнем правительстве «настоящим министром обороны был министр финансов» (Aftonbladet, 10.04). Главный редактор газеты Dagens Nyheter (12.04) Петер Володарский (Peter Wolodarski) в воскресной колонке, напротив, считает, что прежнее правительство было недостаточно бдительным: «Райнфельдт и Борг, да как же вы могли разоружить Швецию..., в то время как Россия пошла по недемократическому пути?!» (Одновременно с декларацией был опубликован доклад института SIPRI (13.04) о том, что «США снижают военные расходы, а Восточная Европа, Ближний Восток, Африка и Азия — наращивают»).
Между тем сам премьер-министр Лёвен в интервью по итогам первого полугодия работы заявляет, что «декларация пяти министров не направлена против России» (Expressen, 13.04).
В Финляндии министр обороны Карл Хаглунд (Carl Haglund) подвергся критике с самых разных сторон. Президент страны Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) отметил нарушение субординации: «Хаглунду следовало вначале представить содержание статьи на встрече с президентом и парламентской комиссией по внешней политике».
Глава парламентской комиссии по обороне Юсси Ниинистё (Jussi Niinistö, родственной связи с президентом не обнаружено), член партии Истинных финнов, считает, что министр обороны «поступил очень необдуманно»: «Он выставил Россию в крайне негативном свете, …сказав, что ей нельзя доверять. Фантомы ненависти имеют свойство превращаться в реальность…» Министр Хаглунд был вынужден оправдываться, сообщив, что инициатива «декларации пяти северных стран» на самом деле принадлежит министру обороны Швеции Петеру Хюльквисту (Peter Hultqvist) (Västerbottens-Kuriren, 14.04).
Многочисленные СМИ Скандинавии цитируют интервью советника министра обороны Норвегии и военного эксперта, профессора Янне Хааланд Матлари (Janne Haaland Matláry) газете Aftenposten (10.04). Она считает, что «Швеция и Норвегия готовятся к вступлению в НАТО» и предвидит негативную реакцию России на новый этап этого сотрудничества. «Нет ничего удивительного в том, что северные и балтийские страны укрепляют военные связи. Это не заменяет НАТО, просто Швеция и Финляндия сближаются с НАТО настолько тесно, насколько это возможно... То есть, даже не входя в НАТО, они придерживаются стандартов НАТО».
Относительно учений, проводившихся на севере Норвегии и в Латвии, Матлари отмечает, что «это совершенно необходимо — только обучавшиеся вместе войска могут действовать эффективно». «Согласно уставу ООН, — подчеркивает Матлари, — любая страна имеет право попросить любую другую страну о помощи в случае конфликта. Конечно, Лиссабонский трактат содержит гарантии безопасности. Но у ЕС нет собственной армии. США — вот реальная гарантия и для НАТО, и для страны, не входящей в НАТО». В «декларации пяти министров», говорит Матлари, «не записано обязательство совместных военных действий в случае конфликта — для этого потребуется одобрение парламента». Интервью процитировали Aftenposten, 12.04; Dagbladet, 11.04; TV2 Norge, 10.04;Dagens Næringsliv, 10.04; Dagbladet, 10.04; Berlingske Tidende, 10.04; Ekstra Bladet, 10.04; Yle, 10.04; Svenska Dagbladet, 10.04; Expressen, 10.04.
Последовавшее в воскресенье 12 апреля заявление российского МИД было встречено как «само собой разумеющееся». «Все знают, что Россия очень негативно относится к возможности дальнейшего расширения НАТО, — говорит министр иностранных дел Эррки Туомиойя (Erkki Tuomioja), выступающий категорически против вступления в НАТО. — Эта декларация вводит всех в заблуждение, Финляндия не стремится создать новые очаги ненависти… Печально, что этот документ имел столь далеко идущие последствия. Конечно, перед выборами каждый лидер партии выступает с разными заявлениями, но они не должны смешиваться с официальной линией страны» (Hufvudstadsbladet, 12.04).
Ранее он высказался в том смысле, что «появление НАТО на границе Финляндии и России создаст проблемы». «Лично я не думаю, что НАТО собирается напасть на Россию, но в самой России такие подозрения имеют место, и мы должны с этим считаться» (Hufvudstadsbladet, 9.04).
Относительно перспективы расширения сотрудничества с НАТО и возможного вступления в Альянс представлены различные мнения.
Для молодого поколения финнов «вопрос об отношении Финляндии к России — это вопрос смены поколений». Опрошенные газетой Hufvudstadsbladet (14.04) студенты, «родившиеся уже после распада СССР», не понимают: «Почему это финские политики должны так тщательно взвешивать свои слова, чтобы не раздражать соседа?!» «Сейчас главную роль (в дискуссии о сотрудничестве с НАТО) играет „старая гвардия“, сформировавшаяся в эпоху холодной войны и воспитанная на линии Паасикиви-Кекконена, — говорит студент Робин Тиивола (Robin Tiivola). — Но политика Финляндии как суверенного государства не должна больше опираться на концепцию учета „сферы интересов“ России...»
В комментариях читатели выражают сомнение в том, что «НАТО действительно обеспечивает безопасность. Российские танки могут занять, например, Эстонию за полчаса. И что будет делать НАТО? По-видимому, ничего…» (Yle, 10.04).
Обозреватель газеты Hufvudstadsbladet (13.04) Урса Грюне (Yrsa Grüne) считает очень странным, что «двустороннее сотрудничество с США не вызывает такого всплеска эмоций, как сотрудничество с НАТО, а ведь НАТО в основном опирается на мощь США». «В НАТО бывает трудно достичь консенсуса, — говорит автор. — В Греции, которая состоит и в ЕС, и в НАТО, сейчас правительство, открыто выступающее с критикой санкций против России». С учетом этого автор предлагает сосредоточиться больше на сотрудничестве с США, чем с НАТО. «Три буквы (США) лучше, чем четыре (НАТО)», говорит сопровождающая статью карикатура.
Ряд СМИ цитирует заявление редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова: «Мы давно знали о тесном сотрудничестве Швеции с НАТО. Теперь есть подтверждение и того, что Финляндия идет по шведскому пути. Генералы истолкуют это так, как делают генералы в любой стране — они будут требовать наращивания вооружений» (Nettavisen, 11.04; Aftenposten, 11.04; Svenska Dagbladet, 10.04; Dagens Næringsliv, 10.04).
Норвежское издание VG Nett (12.04) публикует большое интервью с лидером находящейся сейчас в оппозиции Рабочей партии Юнасом Гаром Стёре (Jonas Gahr Støre). «Норвегия, как сосед России, может играть ключевую роль в улучшении отношений с Россией». В отличие от бывшего директора разведывательного управления Кьелля Грандхагена (Kjell Grandhagen) Стёре не думает, что «режим в России может стать еще хуже»: «Наша задача не состоит в том, чтобы говорить о смене режима, мы должны работать над изменением политики». «Однако я соглашусь с нашей разведкой в том, — говорит он, — что сейчас нет прямой военной угрозы для Норвегии». По мнению Стёре, «Запад упустил много возможностей пригласить Россию Путина к более тесному сотрудничеству в 2000-е годы… А долгосрочные интересы Норвегии предусматривают развитие контактов с Россией».
Совместная декларация министров пяти северных стран «об укреплении военного сотрудничества ввиду российской угрозы» не случайно появилась 9 апреля, в день, когда скандинавские страны вспоминают начало оккупации Дании и Норвегии в 1940 году. Бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фогг Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) в статье «9 апреля не должно повториться» уточняет: «Благодаря отказу от политики нейтралитета и вступлению в НАТО 9 апреля для нас больше не повторится… Однако новая международная ситуация требует новых военных инвестиций... Американцы не должны нести 75% расходов на нашу общую оборону… Мы ежедневно видим провокации с российской стороны. Российский посол недавно грозил нам ядерным оружием… Просто ужасно, что официальный представитель какой-либо страны может всерьез говорить такие вещи!» (Berlingske Tidende, 10.04).
В Норвегии задаются вопросом, что имели в виду российские военные, назначив дату плановой проверки по линии ОБСЕ именно на 9 апреля. Кристиан Тюбринг-Йедде (Christian Tybring-Gjedde), представитель Прогрессивной партии по оборонной политике, говорит: «Довольно бестактно с их стороны по отношению к норвежцам, для которых этот день имеет особое значение. И, похоже, они сделали это намеренно…» (Aftenposten, 10.04).
Продолжаются дискуссии, связанные с празднованием 70-летия Победы. Известный «специалист по России», профессор университета Лунда Кристиан Гернер (Kristian Gerner), утверждает, что «СССР вовсе не хотел освобождать Европу от фашизма» (Expressen, 10.04), полемизируя с известной своей особой позицией по этому вопросу заведующей отделом культуры газеты Aftonbladet Осой Линдеборг (Åsa Linderborg) («За освобождение благодарите Красную Армию», Aftonbladet, 30.01) и популярным писателем Яном Гийу (Jan Guillou) («Либералы путают события времен Второй мировой войны и современную Россию Путина», Aftonbladet, 5.04).
Бывший главный редактор финской газеты Hufvudstadsbladet (10.04) Карл Фредрик Санделин (Carl Fredrik Sandelin) считает, что «Финляндия должна была быть представлена в Москве 9 мая», а президенту Ниинистё пришлось отказаться приехать на День Победы «по приказу канцлера Меркель».
В свою очередь, несмотря на отказ центрального правительства присутствовать на торжествах, политики северной Норвегии приедут в Россию, сообщает национальная телерадиокомпания NRK (14.04). «Это не значит, что я коммунистка или поддерживаю Путина», — говорит глава области Сёр-Варангер Сесилия Хансен (Cecilie Hansen) (Nordlys, 14.04).
Еще один голос протеста прозвучал в газете Bergensavisen (11.04). Норвежский журналист и писатель Олав Коббелтвейт (Olav Kobbeltveit) называет «неприличным бойкот России» и задает вопрос: «Норвегия не состоит в ЕС, так почему он определяет ее внешнюю политику?» Освободив область Финнмарк от германских войск, советские солдаты не остались там, хотя могли, а получили приказ отойти на свою территорию, подчеркивает писатель. «Так, может быть, это англичане выиграли войну? Или американцы? — Если судить об истории по кинофильмам, то так оно и есть… В России люди чувствуют себя оскорбленными, когда западные лидеры отрицают вклад СССР в исход Второй мировой войны. Очень жаль, что действия премьер-министра Норвегии этому способствуют».
Открытое письмо посла России в Швеции Виктора Татаринцева в ведущем экономическом издании Швеции Dagens Industri (8.04) под заголовком «Россия — не враг», опубликованное в ответ на обращение бывшего министра финансов (2002 – 2006) Пера Нюдера (Pär Nuder) в Dagens Industri (30.03), не вызвало такой масштабной реакции, как опубликованная ранее статья посла России в Дании Михаила Ванина (Jyllands-Posten, 21.03).
Начав с того, что «получающий зарплату пропагандист Кремля, конечно, не отступит ни на йоту от лживых заявлений…, касающихся агрессии против Украины, аннексии Крыма и гибридной войны в Донецке и Луганске», обозреватель Бу Петтерсон (Bo Petterson) отмечает «неожиданно примирительный тон российского посла» и находит «по крайней мере, один пункт, заслуживающий обсуждения…». Это — разработанная министром экономики Микаелем Дамбергом экспортная стратегия до 2020 года, в которой России не нашлось места. Экспортная стратегия Дамберга предполагает, что «мы не обращаем внимания на характер и репутацию режима, так как торговля, инвестиции и присутствие шведских компаний само по себе направляет развитие в позитивное русло. Если Россия стала исключением из этого правила, то должно быть ясное и продуманное обоснование. Реакция России на этот документ показывает, что там пристально следят за тем, что мы говорим и за тем, что мы делаем», отмечает Бу Петтерсон (Dagens Industri, 11.04).
Радио Дании публикует большое интервью с королевой Маргрете II «о ее военном детстве»: «Трудно не думать о Европе конца 1930-х годов, когда видишь, что происходит» (на Украине). Корреспондент задал вопрос о праздновании 70-летия высадки в Нормандии, когда «по левую руку от нее посадили российского президента Путина — человека, с которым ни у кого не было желания разговаривать из-за ситуации в Крыму и на Украине. Как же поступила королева?» — «Воспитанный человек всегда найдет, что сказать», отвечала королева (DR (Danmarks Radio), 14.04).