— Господин Дорфман, известно, что делегация из Израиля будет участвовать в мероприятиях в связи со 100-летней годовщиной Геноцида армян. Израильская пресса публикует знаковые статьи с призывом к властям страны признать армянский геноцид в Османской империи. Уже есть информация о том, что два депутата Кнессета Израиля 24-го апреля будут в Ереване. Можно ли считать это жестом со стороны официального Иерусалима на пути к признанию геноцида армян?
— Я впервые узнал о геноциде армян еще в детстве, из книжки еврейского писателя Франца Верфеля «Сорок дней Муса Дага». У меня до сих пор есть эта книжка. В 1976-ом году я приехал в Израиль и там обнаружил, что книга эта была культовой и для сионизма, для молодого еврейского государства. Я находил потрепанные экземпляры издания на иврите в библиотеках, в кибуцах, в армии. По ней детей учили мужеству. На примере армянских защитников Муса Дага воспитывали детей и учили солдат. Книга Верфеля была обязательной в подпольных еврейских военных организациях «Хагана» и «Пальмах».
Когда гитлеровская армия Роммеля рвалась через Египет в Палестину, то в руководстве еврейской колонии-ишува в Палестине возник план отступить на гору Кармель в Хайфе, и там принять последний бой. План этот назывался «Муса Даг».
Героизм армян Муса Дага вдохновлял израильских бойцов во время Войны за независимость в 1948-ом году. Я читал приказ комиссара «Пальмаха» Бени Маршака, где он призывал солдат отразить интервенцию вторгшихся арабских армий и стоять насмерть, как герои-панфиловцы под Москвой и армяне Муса Дага…
И я был поражен, узнав, что официальный Иерусалим не просто не признает геноцид армян, но и активно через свою дипломатию, и через сильнейшее произраильское лобби в США активно помогает Турции в отрицании геноцида. «Жестом» признания геноцида армян со стороны Израиля можно будет считать само официальное признание факта. Я посмотрел газетные публикации в израильских СМИ за несколько лет, и обычно к годовщине публиковались знаковые статьи. Два депутата Кнессета на церемонии — это позорно мало. В прошлые годы и председатель Кнессета, нынешний президент Руби Ривлин и другие деятели призывали к официальному признанию геноцида армян, но воз и ныне там.
Однажды, даже министр просвещения Йоси Сарид пришел на церемонию поминовения жертв геноцида, но заслужил лишь выговор от главы правительства. В 90-летие годовщины геноцида тогдашний мьяхиягу говорил про Иран, а не про Холокост. Израильская дипломатия сегодня во многом подчинена задачам загнать Иран в максимальную изоляцию, и подготовить дипломатическую почву на случай израильской атаки против Ирана. И здесь реакция Турции для Израиля куда важней реакции дружественной Ирану Армении, или даже Европы.
Я не берусь сказать, насколько Нетаниягу верит в иранскую угрозу. Однако, подобная угроза придает ему вес на международной арене, открывает двери в кабинеты глав мировых держав и кошельки жертвователей для сильнейшего произраильского лобби. Ведь со стороны арабов Израилю сегодня ничего не грозит. Да и палестинская проблема сошла с заголовков, как внутри Израиля, так и в мире. До следующего восстания, вероятно.
Арабский мир находится в состоянии близком к хаосу, и на Ближнем Востоке доминируют неарабские страны — Турция, Иран и Израиль. А без «угрозы существованию еврейскому государству», у Израиля, и особенно у американского произраильского лобби просто нет необходимости действовать, собирать деньги, лоббировать и проявлять другую активность.
Отрицание геноцида армян крайне непопулярно среди американских евреев, и несколько раз вызвало настоящие восстания, как в крупнейшем филиале Антидиффамационной Лиги в Бостоне, где эта организация собирает крупные средства. Однако еврейские организации не демократичны, и их финансирование непрозрачно, так что, небольшая группа «профессиональных евреев»-заправил может долго игнорировать общественное мнение. Играет роль и отрицательное отношение к армянам и другим восточным христианам у союзников произраильского лобби американских христианских сионистов-евангелистов, сложившееся еще во время их безуспешной миссионерской деятельности на Ближнем Востоке в первой половине 20-го века. Хотя именно сотрудники этих миссий и американских колледжей на Ближнем Востоке первыми рассказали Америке о Геноциде армян.
Есть и другие причины — эмоциональные, психологические и экономические. Еврейская деятельность в мире стоит на трех китах — безоговорочной поддержке израильской политики, борьбе с действительным и мнимым антисемитизмом и увековечивании памяти Холокоста. Два последних подчинены первому, однако многие евреи, как в Израиле, так и в мире выросли на идее уникальности Холокоста. Профессионалы от Холокоста в университетах и политических «тинк-танках» очень ревниво относятся к нарративам геноцида против других народов. Этого не учел, например, украинский президент Ющенко, пытавшийся в своей дипломатии связать Холокост с голодомором.
Есть и множество других соображений, например, по поводу ситуации в Сирии: в Иерусалиме не верят, что иранский союзник режим Асада устоит, в то время как армяне прочно связаны с Асадом. Есть и еще крепкие израильско-азербайджанские отношения, и довольно сильное лобби в Израиле. Памятно безответственное заявление посла Израиля в Баку бывшего сотрудника АзерТАСС Иосифа Шагала, связанное с отрицанием геноцида армян. Есть и другие причины, ведь на Ближнем Востоке скрытого куда больше, чем явного, а намеков куда больше, чем прямых слов.
— А Соединенные Штаты в этой позиции Израиля не имеют своего влияния?
— На позицию Израиля влияют также колебания США в деле признания геноцида армян. И дело здесь не в мощи произраильского, турецкого или азербайджанского лобби, которые вопреки желанию большинства американцев противятся однозначному признанию геноцида. Америкой, по сути, управляют различные корпоративные лобби, продвигающие свои интересы. Они финансируют предвыборные кампании, пишут законы и после отставки устраивают политиков и старших чиновников на теплые места. Как раз во время нашего интервью пришло сообщение, что бывший глава Федерального резерва Бен Бернанке, который якобы регулировал деятельность Уолл-стрит, получил должность в одной из самых хищных финансовых корпораций (Бернанке получил должность консультанта в чикагском хедж-фонде Citadel Кеннета Гриффина — 25 миллиардов долларов). При анемичном президентстве Обамы все это стало еще более очевидно и вызывает паралич не только в международных, но и во внутренних делах.
— Стратегический партнер Армении — Россия, 24-го апреля на высшем уровне будет присутствовать и в Турции на торжествах по случаю сражения в Галлиполи — в лице главы Госдумы Сергея Нарышкина. Такого уровня представленность в Турции о чем говорит? Стратегический партнер Армении и партнер в рамках Евразийского экономического союза, и такая представленность в Турции на фоне отказа Госдумы принять заявление в связи со 100-летней годовщиной. Как это контрастирует на фоне новой волны международного общественного мнения?
— Мне трудно из Нью-Йорка комментировать армяно-российские отношения. Отсюда видится, что многие партнерства и союзы потерпели сильнейшее потрясение в результате российско-грузинского конфликта 2008-го года. Тогда Грузия вполне почувствовала ненадежность стратегического партнерства с США. Армения, которая никак не участвовала в конфликте, по сути, оказалась в блокаде и ощутила всю свою уязвимость, которой не помогут никакие стратегические союзы с большими странами.
— 12-го апреля во время Литургии в соборе Святого Петра в Ватикане Понтифик Римской Католической церкви Франциск события 1915-го года назвал «первым геноцидом 20-го века». По его словам, за последнее столетие человечество пережило»три массовых и беспрецедентных трагедии». Франциск подчеркнул, что остальные две трагедии — это «преступления, совершенные со стороны нацизма и сталинизма». Российские СМИ выражают свое недовольство, по части сталинизма. Как Вы оцениваете слова, характеристики, сравнения, высказанные Папой в ходе этой исторической мессы?
— Здесь тоже все многослойно и непросто. Надо отдать должное активизировавшейся в последнее десятилетие церковной дипломатии армянских иерархов. Не только в отношениях с Ватиканом, но и на других фронтах. Например, совершенно невероятное еще десять лет назад достижение Католикоса Киликии Арама I по примирению Коптской и Эфиопской ортодоксальных церквей, приведшее к встрече их первоиерархов в январе в Каире.
Однако главное в заявлении Папы, на мой взгляд, — не столетняя история, и не определение вины Турции, или вмешательство в кавказскую политику, а неподдельная забота Понтифика о судьбе всех восточных христиан, живущих в мусульманском мире. Хаос и социальные потрясения поставили под угрозу жизнь и благосостояние этих древних общин. Геноцид армян для Папы очевидно не только армянская проблема, но сущая смертельная опасность для всех этих христиан. Поэтому он и поставил геноцид армян в ряд с Холокостом и сталинскими преступлениями, что геноцид армян может иметь продолжение сегодня на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Пакистане и других местах. Мир не может себе позволить этого допустить.