«В результате бомбардировок и артобстрела город лежал в руинах. Почему-то мне встречались только женщины среднего возраста, которые говорили о том, за что им такое несчастье. Мужчин и детей не было». Таким запомнился разрушенный российскими войсками Грозный моему знакомому, бывшему московскому корреспонденту, который побывал там весной 1995 года. Через четыре года Россия вновь атаковала Чечню под флагом борьбы с терроризмом.
В конце этой недели на экраны выходит картина «Поиск», повествующая о жизни и смерти, свете и тьме, жертвах и убийцах того времени. Фильм снял французский режиссер Мишель Хазанавичус (Michel Hazanavicius). Он также является режиссером фильма «Артист», который получил различные международные награды. Режиссер, вызвавший бурную реакцию благодаря использованию приемов немого кино, в этот раз рассказывает о мальчике, девятилетнем Хаджи, который онемел в результате шока.
У него на глазах убивают его родителей, и он бежит от войны, оставив своего новорожденного брата у дверей соседского дома. Поскольку мальчик ничего не говорит, зрителям приходится додумывать его мысли. Так в какой-то момент ты сам становишься Хаджи.
Находясь в Японии, в одном из интервью г-н Хазанавичус сказал следующее: «Возможно, мы бессильны, однако мы можем заставить себя не быть равнодушными. Скорее всего, главные военные преступники — равнодушные».
Я вспомнил слова Одри Хепберн (Audrey Hepburn), которая была послом доброй воли ЮНИСЕФ. В 1992 году она посетила забытую мировым сообществом Сомали, несмотря на то, что там шла ожесточенная гражданская война. Перед тощими от голода детьми она сказала следующее: «Мы причастны к этому. Даже если мы не совершили преступления, на нас лежит ответственность».
Несмотря на призывы влиятельных людей и запоминающиеся фильмы, война не заканчивается. Дети продолжают терять родителей и покидать родину. И что же? Остается пребывать в бессилии и равнодушии?
Я так не думаю.
Марико Токусима (Mariko Tokushima) из PR-отдела «Поиска» — сверстница Хаджи. Она говорит, что если бы не этот фильм, она бы так и не узнала о том, что чеченская проблема до сих пор не решена, и не знала бы, почему Россия считает чеченцев террористами. Перестав быть равнодушной, она призывает к тому, чтобы женщины и матери обязательно посмотрели этот фильм о войне.