Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Владимир Мединский — пиарщик во главе российской культуры

Почему у российского Минкульта такой скандальный имидж.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Роли в российском правительстве традиционно распределены в соответствии с законами драматургии, у каждого министерства есть свое амплуа, не всегда совпадающее с реальным положением дел, но позволяющее удерживать зрительское внимание на протяжении максимально долгого времени.

Роли в российском правительстве традиционно распределены в соответствии с законами драматургии, у каждого министерства есть свое амплуа, не всегда совпадающее с реальным положением дел, но позволяющее удерживать зрительское внимание на протяжении максимально долгого времени.

Вечный источник хороших новостей — как ни парадоксально, МЧС, имидж которого вообще никак не зависит ни от провалов, ни от успехов министерства. Социологические опросы уже много лет подряд демонстрируют доверие россиян этому министерству, несмотря на все лесные пожары. У Минфина и министерства экономического развития репутация неизменных островков здравого смысла и экономического либерализма, ничуть не зависящего от политической конъюнктуры. МИД — тоже островок стабильности, но немного в другом смысле, там мало что изменилось со времен даже не Громыко, а пожалуй что и Молотова.

Должность министра сельского хозяйства — это что-то вроде должности преподавателя защиты от темных искусств у Гарри Поттера, то есть министры меняются чаще, чем в других ведомствах, и каждое новое назначение выглядит и неожиданным (только что министром назначили многолетнего губернатора Кубани Александра Ткачева), и бессмысленным — всем давно ясно, что в этой отрасли ничего нельзя изменить.

Самый скандальный


А в роли постоянного источника скандальных и только скандальных новостей — конечно, министерство культуры. Информационные поводы, генерируемые этим министерством, идут один за другим — не успел закончиться скандал со снятием с проката голливудского триллера о сталинском СССР «Номер 44», как минкульт взялся за театральные журналы, которым теперь предстоит доказать свою эффективность. А до этого был «Тангейзер« и фактический разгром Новосибирского театра оперы и балета, а до этого — драматическая история «Левиафана«, первого за многие годы российского фильма, ставшего настоящим политическим событием.

И каждый раз в центре внимания — министр Владимир Мединский, одиозный консерватор, главный раздражитель либеральной интеллигенции (на вручении театральной премии «Золотая маска» зал освистал его) и при этом чуть ли не самый известный из российских федеральных чиновников. Три года назад само назначение Мединского министром культуры вызвало скандал — Дмитрию Медведеву в своем первом интервью в качестве главы российского правительства пришлось оправдываться, когда телеведущий Владимир Познер выразил недоумение в связи с этим назначением.

В постсоветские годы министрами культуры традиционно назначали людей из академической среды, и Мединский стал первым более чем за двадцать лет политиком на этой должности — предыдущие этапы его карьеры были связаны с партией «Единая Россия», в которой Мединский представлял «либерально-консервативное крыло», совмещая эту деятельность с изданием скандальных публицистических книг о российской истории, в которых он доказывал, что Россия всегда превосходила Запад во всех сферах своей жизни, и что все негативные сведения о российском прошлом — не более чем результат антироссийских пиар-кампаний, устроенных ее врагами.

Пиар, общественные связи — это основная специальность Владимира Мединского, несмотря на то, что по образованию он журналист-международник. На рынке российского PR Владимир Мединский в начале девяностых был одним из пионеров, и хотя, в отличие от своего партнера Сергея Михайлова (основатель крупнейшего российского PR-агентства «Михайлов и партнеры», ныне возглавляет ИТАР-ТАСС), в этом бизнесе он не преуспел, в своей политической карьере Владимир Мединский так и остался прежде всего пиарщиком.

Три года его министерской карьеры — это прежде всего эффективная и безжалостная операция про смене имиджа российского министерства культуры. Три года назад это было скучное ведомство, управлявшее театрами и музеями. Теперь минкульт — что-то вроде оруэлловского министерства любви, гибрид спецслужбы и политуправления, источник не столько денег для провинциальных библиотек, сколько политических установок текущего момента.

В корпоративистском государстве творческая интеллигенция всегда будет самой политически неблагонадежной корпорацией. Ее можно игнорировать, можно подкупать, можно запугивать, но Владимир Мединский предложил самый эффективный и, наверное, самый недорогой способ. Интеллигенцией можно манипулировать, провоцируя ее на бессмысленные дискуссии, политические конфликты и медиаскандалы. В условиях экономических трудностей денег на всех в любом случае не хватит, но экономить можно скучно и грустно, а можно — так, как это делает министр Мединский, захватывающе и драматично.