За последние полтора века евангельские христиане не раз использовали мировую нестабильность для проповеди. Совмещая новости и библейские пророчества, они предлагают своим последователям тайные знания о прошлом, настоящем и будущем. Они умеют увязывать свои верования с газетными заголовками, как ни одна другая американская религиозная группа.
И вот теперь, уже благодаря Путину, у них появился новый повод и новые силы. Чем более непредсказуемым и агрессивным он будет становиться, тем яростнее некоторые проповедники будут говорить о скором втором пришествии. Его дерзкие амбиции, сомнительные мирные предложения по Украине и намеки на готовность вооружить Иран напоминают верующим, что мир стремительно движется к апокалипсису, предсказанному в Откровении Иоанна Богослова. Недаром апостол Павел писал, что, когда враги Бога будут считать себя в безопасности, «внезапно настигнет их пагуба».
Россия давно стала предметом пристального внимания евангелистов. Вскоре после Войны Севера и Юга ирландский проповедник Джон Нельсон Дарби (John Nelson Darby) возродил в Америке заглохшую было эсхатологическую традицию. Он учил, что в конце времен мир охватит череда войн, которые закончатся Армагеддоном. В последней битве против Иисуса Христа выступит Антихрист — мировой правитель и посланник Сатаны. Однако чтобы достигнуть мирового господства, Антихрист сначала должен будет победить соперничающие с ним дьявольские царства.
Самым могущественным из них, по мнению Дарби, будет Россия.
В 1909 году Oxford University Press впервые выпустила книгу, которая станет бестселлером этого издательства в Северной Америке, — «Толковую Библию Скоуфилда». Ее редактор С. И Скоуфилд — мошенник, превратившийся в фундаменталиста, — активно занимался популяризацией идей Дарби. Именно Скоуфилд объяснил миллионам читателей, что Россия — та самая великая империя последних дней, о которой говорится в Книге пророка Иезикииля.
Большевистская революция и приход Сталина к власти это только подтвердили — как и холодная война. Неслучайно, в США одними из главных «ястребов» холодной войны были такие проповедники-евангелисты, как Билли Грэм (Billy Graham). Они верили, что Библия предсказала победу в России «безбожного коммунизма», страшнее которого только сам Антихрист.
Когда Рональд Рейган, знакомый с идеями евангелистов о библейских пророчествах (даже если сам он в них не верил), выступая перед Национальной евангелической ассоциацией, назвал Советский Союз «империей зла», он хорошо понимал, что делает. Президенту было нужно, чтобы евангельские христиане поддержали его агрессивную политику в области ядерных вооружений — а о принятых в этой среде представлениях о России он был отлично осведомлен.
Ища в новостях библейский подтекст, евангелисты — от Дарби до Грэма — не просто использовали Писание вместо хрустального шара. Они чувствовали себя как футболисты под конец матча, осознавая, что им нужно сделать еще очень многое, а времени осталось мало. Иисус должен был скоро придти, чтобы отделить агнцев от козлищ, — и к этому необходимо было подготовиться.
Евангелисты использовали Библию, чтобы придавать окружающему хаосу смысл. Это было мощным фактором, привлекавшим в их ряды множество людей. Евангелизм давал четкое понимание причин происходящего и удобную модель, объяснявшую даже самые трагические и загадочные события.
Он также внушал верующим, что действовать необходимо срочно. Нет времени на постепенные перемены, споры с несогласными, переговоры, осторожные реформы. Проблемы нужно решать радикально и быстро. Верующие стремились встряхнуть мир. Им было нужно мгновенное спасение, стремительное преображение.
Когда СССР рухнул, и холодная война закончилась, некоторым евангелистам сперва показалось, что они в чем-то были неправы. При Джордже Буше-младшем они стали тратить больше времени и сил на деятельность в этом мире, чем на подготовку к иному.
Многие также утратили интерес к библейским пророчествам. Знаменитые пасторы вроде Рика Уоррена (Rick Warren), Т. Д. Джейкса (T. D. Jakes) и Джоэла Остина (Joel Osteen) почти перестали проповедовать о последних временах.
И тут появился Путин. Судя по всему, бывший агент КГБ помогает возродить в евангельских христианах эсхатологическое мышление. Автор евангелических романов-бестселлеров Джоэл Розенберг (Joel Rosenberg), пастор Джон Хаги (John Hagee), телеевангелист Джек ван Импи (Jack Van Impe) и многие другие уже связывают действия российского лидера с пророчествами из Ветхого завета.
Несмотря на все разнообразие взглядов современных евангелических общин на эсхатологические библейские книги, опросы наглядно демонстрируют, что многие верующие убеждены: час грядет. Согласно опросу, проведенному Центром Пью в 2006 году, 79% американских христиан верят во второе пришествие, а 20% ожидают, что оно произойдет при их жизни. Опрос Пью 2010 года показал, что 41% американцев (то есть, более 100 миллионов человек) и 58% белых евангельских христиан верят, что Иисус «определенно» или «вероятно» вернется до 2050 года. Наконец, по данным опроса 2014 года «Библия в жизни Америки», из 50% американцев, читавших в последние годы Библию, более трети делали это, чтобы «узнать о будущем».
Даже если лично Путин не будет в последние времена воевать с Антихристом, он напоминает миллионам американских евангельских христиан, что Библия — надежный ключ к будущему. И даже если Иисус не придет завтра, он придет в скором времени. Сейчас, когда они с опаской прислушиваются к звучащим с Украины обещаниям мира, это все, что им необходимо знать.
Мэтью Эвери Саттон — автор книги «Американский Апокалипсис: история современного евангельского христианства» («American Apocalypse: A History of Modern Evangelicalism»).