Завершившийся визит президента Аргентины Кристины Киршнер в Россию вызвал неоднозначную реакцию и споры вокруг заключенных с Москвой соглашений. Похоже, что теперь решения по тем или иным вопросам внешней политики страны определяется не внешнеполитическим ведомством, а министерствами экономики и планирования. МИД Аргентины в глазах главы государства потерял свое профессиональное значение.
Кажется, что нынешнее правительство стремится вернуться во времена правления Перона, когда министр экономики Хосе Бер Гелбард (José Ber Gelbard) изо всех сил пытался установить сильное советское присутствие в энергетической сфере Аргентины. При этом нынешние члены правительства забывают, что именно Хуан Доминго Перон (Juan Domingo Perón) через своего министра иностранных дел стал инициатором сворачивания сотрудничества с СССР, понимая, что внешняя политика должна быть более гибкой и многогранной.
Итоги визита Кристины Киршнер в Москву продемонстрировали ностальгию нынешнего руководства страны по старым добрым временам, когда министру экономики Гелбард и госсекретарю внешней торговли Леопольдо Теттаманти (Leopoldo Tettamanti) удалось превратить Аргентину в крупнейшего поставщика пшеницы в СССР. В отличие от тех времен, сегодня отмечается отрицательный дефицит торгового баланса Аргентины в торговле с Россией.
Результаты визита не внушают оптимизма, становится ясно, что нынешняя тенденция развития отношений с Россией дает больше преимуществ российским компаниям, чем аргентинским.
В этом контексте, следовало бы провести независимую экспертизу, на предмет изучения вопроса о том какую пользу принесут подписанные в Москве соглашения национальной промышленности, включая технологический инновационный потенциал.
За последний год мы подписали с Россией порядка 100 документов. Я что-то не припомню, чтобы раньше Аргентина за столь короткий срок подписывала такое громадное количество межгосударственных соглашений.
Не надо забывать, что количество не всегда переходит в качество. Возникает сомнение по поводу ответственности лиц, причастных к этому процессу, а также в долговечности, подписанных соглашений.
Как говорил Перон, не надо делать никому подарков в сфере внешней политики, даже если ты знаешь, что уже больше никогда не будешь у власти.
Будущему правительству достанется наследство скомпрометированная дипломатия. Тем не менее, все страны заинтересованы в том, чтобы Аргентина проводила сбалансированную внешнюю политику, включая Россию и Китай. Посол КНР в Аргентине заявил журналистам, что Поднебесная намерена развивать «более здоровые» отношения с новым правительством. Очевидно, так и будет. Россия и Китай являются важными политическими и экономическими партнерами Аргентины, поэтому мы заинтересованы в установлении прочных связей с этими странами. Вопрос заключается в том, насколько нам удается это делать не в ущерб нашим национальным интересам. На данный момент предварительные оценки неутешительны.
На нынешнем этапе демократического развития, Аргентина заслуживает большего дипломатического благоразумия, постоянного диалога с оппозицией, чтобы найти общие точки соприкосновения по ключевым вопросам внешней политики.
Очень жаль, что доклад Аргентинского совета по международным отношениям, остался без внимания правительства.
Роберто Гарсия Моротан — бывший заместитель министра иностранных дел Аргентины.