Из наших в живых осталась одна Раиса. «Из наших» — я имею в виду из шведских актеров, задействованных в фильме голливудского происхождения, в фильме «Номер 44» шведского режиссера Даниэля Эспиносы.
Главную роль — Раису Демидову — играет шведка Нуми Рапас, еще два шведских исполнителя — это Фарес Фарес, сыгравший Алексея Андреева, друга главного героя Лео Демидова, британский актер Том Харди, и Юэль Киннаман, исполнивший очень злого, всех убивающего гебиста Василия Никитина.
«Номер 44» снят по роману английского писателя Тома Роба Смита «Ребенок 44», развернувшего широкую эпопею советской жизни от голодомора до времен, которые «изменились» в 1950 годы. Том Роб Смит построил при этом свою историю на деле массового убийцы Чикатило. В кинематографическом изложении получился костюмированный триллер на фоне батальных сцен.
Начинается кино с взятия Рейхстага, кончается на моменте удочерения Лео и Раисой двух маленьких девочек, родителей который казнил выстрелом в затылок Василий.
Это фильм, в котором нет положительных героев. Есть герой, который хочет стать хорошим, и он находится на верном пути, но пройдет ли он его до конца — вопрос, на который фильм ответа не дает.
Что режет мое око, выросшее на советском кино? Самое главное — множество исторических несоответствий... Друзья Лео и Алексей избраны гэбешным руководством для водружения знамя победы над Рейхстагом, лезть сначала должен Алексей — прототип которого — Кантария имеет очень характерную кавказская внешность (в роли Кантарии шведского актера Фарес Фарес). Но командир группы киносъемки водружения знамения замечает на запястье Алексея пять пар трофейных часов, и вместо Алексея знамя водружает Лео. За это ему дают звание Героя Советского Союза и работу в органах. Алексею тоже.
С воинскими званиями в этом кино просто беда. В ГБ самый высший начальник — майор; начальник отделения милиции города Вольска, куда разжалованного капитана МГБ Лео переводят в качестве рядового милиционера, ходит в погонах полковника, но обращаются к нему «товарищ генерал».
Лео попал в немилость из-за жены Раисы, учительницы, в школе которой «обнаружили» антисоветский заговор. Доносчика — коллегу Раисы — Лео вычислил по наличию телефона в его квартире (в СССР телефонов в обычных домах быть не могло) и по книжке американца Дос Пассоса «42 параллель», стоявшей на книжной полке коллеги. Только вот «Параллель» эту на русский язык перевели в 1981 году.
Темные железнодорожные пути, теплушки, уголовники, бросающиеся с ножом на неизвестно куда едущих главных героев, схватки в сточных канавах... Постельная сцена — одна, довольно целомудренная. Словом, обычный кино-не очень-джентльменский набор про советских гэбистов.
Меня, собственно, интересовало другое: за что с проката сняли в России, Белоруссии, Украине, Киргизии, Казахстане, Узбекистане, за что в Грузии отложили?
Это вопрос я задавал режиссеру Даниэлю Эспиносе и ждал, естественно, с нетерпением эпизодов о преследованиях гомосексуалистов в СССР. Я дождался: гомосексуалист, обнаруживший на любовном свидании в лесу тело убитого мальчика, был в этом убийстве обвинен сам, «сдал» всех гомосексуалистов города (сцены массовых арестов на рынке, на улице, на рабочих местах) и бросился, раскаявшись, под паровоз, надвигавшийся огромной красной звездой на все живое...
Но это никак не порочит героики военных лет накануне празднования 70-летия Победы...
В финале фильма, когда «меняются времена», Лео прощают (возвращают звезду и погоны) предлагают новую высокую должность и перспективы политической карьеры). Лео отказывается и от должности и от карьеры... Возможно, возникли опасения, что это может быть воспринято как намек...
Стоит ли смотреть «Номер 44»? Если, разумеется, представится возможность... Ответ: стоит, чтобы посмотреть две великолепные актерские работы — Тома Харди и Нуми Рапас, показывающих возрождение перед лицом смерти навсегда, казалось, утраченных человеком качеств: доверия, любви, способности жизнь свою положить за други своя.