23 апреля исполнилось 30 лет «горбачевской перестройке». В преддверии этого события Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, результаты которого показали, что большинство россиян считают, что реформы принесли больше вреда, чем пользы. Люди потеряли веру, в стране начался хаос, который привел к катастрофе. В 2010 году такой точки зрения придерживалось 53% респондентов, в этом году — 55%. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров считает, что народ хочет как можно скорее забыть события, которые привели к гибели государства.
23 апреля 1985 года Михаил Горбачев на Пленуме ЦК КПСС объявил об ускорении социально-экономического развития страны. Так началась перестройка. ЦК потребовал применять новый подход к планированию, как можно скорее внедрять экономические рычаги, чтобы предоставить трудовым коллективам больше пространства для деятельности.
Однако когда экономика страны, напротив, начала из-за реформ входить в состояние застоя, Горбачев решил выдвинуть так называемое «новое мышление». Он выступал за демократизацию и открытость, уменьшение роли партии в работе страны, за возвращение «всей власти Советам». Все это в конечном итоге привело к разрухе и гибели СССР.
Сегодня те, кому нет еще 30, не имеют никакого представления о Советском Союзе. Рядовые россияне постепенно теряют интерес к обсуждению Горбачева. Как в России, так и в мире люди по-разному оценивают действия этого советского лидера. Но все мнения схожи в одном: реформы президента СССР потерпели крах. Неважно, какой была первоначальная задумка и насколько велика была необходимость в них, конечный результат этих реформ резко разошелся с чаяниями советского народа.
Одной из стран, которые наиболее внимательно изучают горбачевские реформы, является Китай. Это связано с тем, что у нас гораздо больше общего с СССР, чем у других государств. Ученые в один голос заявляют, что перестройка Горбачева и политика реформ и открытости Дэна Сяопина — это самые выдающиеся примеры провала и успеха масштабных реформ. При этом немало западных ученых не одобряют некоторые методы КНР в процессе проведения преобразований.
Последние несколько лет в китайском интернете появляются хвалебные отзывы о перестройке. Люди, которые их пишут, в качестве главного аргумента говорят о подъеме России в те годы. Однако падение нефтяных цен создало для советской экономики трудности, с которыми Горбачев был просто не в силах совладать.
Вспоминая 80-е годы прошлого столетия, мы видим, что идея реформ воодушевила советский народ, дала им надежду на рывок в лучшее будущее. А Китай просто сосредоточился на том, что ему было необходимо изменить, поэтому в стране и не было таких же сильных потрясений. У СССР была программа «500 дней», а преобразования в КНР были изначально рассчитаны на долгий срок и заключались в достижении уровня среднего достатка. В то время, как советские люди ждали момента, когда они смогут шагнуть в развитое общество западного образца, китайцы, заявляя, что все еще находятся на начальной ступени социализма, мелкими шажками претворяли в жизнь «стратегию трех шагов» (ее цель — постепенное осуществление модернизации в три этапа: к 2010 году, к 2020 году и к 2050 году — прим.пер.).
Возможно, мы еще долго будем вспоминать советские и китайские реформы, однако 30 лет различных изменений в жизни наших двух стран определенно по-разному повлияли на судьбы народов двух стран. И у людей нашего поколения уже сложилось определенное понимание тех событий.
Идеализм, недооценка трудности реформ, чрезмерная зависимость от Запада — так мир думает о Горбачеве. Реформы сопряжены с рисками, ошибками. Поэтому важно не только контролировать этот процесс, но и давать ему свободу, оставлять пространство для прорыва. Нужно создавать благоприятные условия для осуществления реформ, дать людям в них поверить. Все это необходимо не просто держать в голове, но и применять на практике.
КПСС уже не могла эффективно руководить страной. Ее разложение привело к тому, что реформы превратились в хаос. В самых больших бедах Советского Союза были виноваты высшие руководящие чины. Основными инициаторами отделения Союзных республик стали руководители на местах. Тогда народу было трудно поверить в неразбериху и раскол внутри партии.
Реальность показывает нам, что великим державам непросто даются успешные реформы. Успех Китая отчасти зависит от того, что нам просто повезло. В истории есть много примеров удавшихся и провалившихся преобразований. И КНР не хочет стать для будущих поколений наглядным примером провальных реформ. На нас лежит огромная ответственность. Поэтому как сейчас, так и в долгосрочной перспективе нам следует придерживаться подхода «действовать стремительно, но не терять опоры».
И последнее. Китай постоянно изучает «горбачевскую перестройку», накапливает опыт. Мы должны быть бдительны, нам нельзя забывать те причины, которые привели к распаду СССР. Пусть русские постепенно забывают о тех событиях, но мы должны помнить.