Белорусский «нейтралитет»
«Визит Александра Лукашенко в Грузию является элементом сложной игры и предсказуемо вызовет раздражение у Кремля», — уверена «Салiдарнасць» (22.04). Формально нельзя «прицепиться» к белорусскому руководителю за его «многовекторность», которая заложена в концепцию внешней политики. Тем не менее, с одной стороны, это злит Москву, а с другой — добавляет баллов у западников.
«Лукашенко сказал грузинам то, что они ожидали услышать. Но России это не понравится», — подчеркивает эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич («Салiдарнасць», 23. 04). Он считает, что «до сих пор главе Белоруссии удавалось достаточно ловко ходить по тонкой линии. И в украинском вопросе, и в случае с Грузией. Но заявление Лукашенко о территориальной целостности Грузии вызовет резкую реакцию в России».
«Нейтралитет» Белоруссии по отношению к Украине и Грузии устраивает всех», — заголовок в газете «Беларуская праўда» (24.04). По мнению автора, «мягкое недовольство» Кремля «нейтралитетом» официального Минска еще больше смягчает подход ЕС и США к политическому режиму в Белоруссии. Лукашенко старается показать себя самостоятельным политическим деятелем, действия которого не контролируются Москвой. Эта демонстрация очень важна в условиях установления новых отношений с Западом».
В своих выступлениях президент Белоруссии подчеркивал не только необходимость «жить одной семьей», но также заявил, что Белоруссия и Грузия найдут такие варианты сотрудничества, чтобы у партнеров в ЕАЭС и ЕС не было претензий, указывает «Завтра твоей страны» (25.04). «Лукашенко приехал мирить Россию и Грузию, — считает профессор Грузино-американского университета Сосо Цинцадзе. — Лукашенко приехал не только по заданию Владимира Путина, но и сам почувствовал, что настало его время. В дипломатии есть термин „благорасположенный нейтралитет“. Именно этого пытается добиться Россия, и это много значит и для Грузии. Речь не идет о том, чтобы Тбилиси и Москва сразу подружились. Нужно лишь, чтобы они перестали считать друг друга врагами».
«Братская интеграция»
«После новостей о росте мировых цен на нефть у президентов Белоруссии и России немного отлегло от сердца. Во многом благодаря росту цены на нефть России удалось стабилизировать внутренний финансовый рынок и укрепить рубль», — отмечает Товарищ.online (20.04). Колебания на нефтяном рынке не проходят незамеченными и в Белоруссии, тем более что стране в этом году отдавать четыре миллиарда долларов. Внутренних источников обслуживания этого долга явно не хватает. Была большая надежда на экспортные пошлины на нефтепродукты, которые с этого года остаются в белорусском бюджете, но из-за падения цен на нефть в два раза поступления ожидаются, соответственно, в два раза меньшие.
«Нефтяной „пирог“, на который белорусская сторона могла рассчитывать до падения мировых цен на нефть, в этом году может уменьшиться, как минимум, вдвое», — соглашается эксперт журнала «Дело» (22.04). Как следствие впервые за последние годы белорусское правительство вынуждено было пойти на косвенные меры поддержки отечественной нефтепереработки. Из-за неясной ситуации с мировой конъюнктурой белорусской стороне уже пришлось отложить переговоры с Россией о работе «нефтянки» в условиях налогового маневра в 2016-2017 годах. В то же время профильные белорусские чиновники не исключают, что руководство России пересмотрит сценарий проведения налогового маневра, что позволит поправить «финансовое здоровье» белорусских НПЗ.
Белоруссия заменила Украину для российской «оборонки». В условиях санкций Запада и разрыва кооперационных связей с Украиной в области оборонной промышленности Москва хочет максимально задействовать научно-технологический потенциал Минска для переоснащения своих вооруженных сил, полагает военный эксперт Naviny.by (25. 04). «В интересах российских партнеров предприятия Госвоенпрома Белоруссии готовы освоить производство многих жизненно важных для российского оборонного сектора изделий военного и двойного назначения».
«Время для объединения белорусских и российских предприятий ушло. На фоне дешевой нефти и обвала российского рубля выгоды не получит никто. Кроме, разумеется, политических бонусов в разговорах о „братской интеграции“», — отмечает «Новы час» (21.04) по итогам визита вице-премьера РФ Аркадия Дворковича в Минск. Акцентируя внимание на словах российского чиновника о том, что «в любом случае понадобится политическое решение обеих сторон», автор предполагает, что «белорусское политическое решение» Дворковича не устроит.
«Минск осторожно поворачивается лицом к Западу — с оглядкой на Москву. Белоруссии приоткрыли дверь в Европу, но кремлевские аналитики расценивают нормализацию отношений как предательство», — оценивает «Новы час» (23.04) состояние белорусско-российских отношений. «Несмотря на внешнюю „братскую риторику“, у нас загибаются интеграционные проекты по созданию общих холдингов. Россельхознадзор с завидным постоянством заворачивает на границе белорусский реэкспорт. И, конечно, неприятностей нам добавил российский налоговый маневр на нефть, который снизил нашу выгоду от ЕАЭС чуть ли не вдвое».
При подготовке послания белорусского президента народу и парламенту «Александр Григорьевич должен был бы точно объяснить, с кем мы. Россия — наш „брат“ или просто „основной экономический партнер“? Запад нам „враг“, или „наши отношения существенно улучшились?“»
«Евразийский маскарад на белорусской политической сцене». Так называет призывы белорусских политиков «к скорейшему началу диалога» между ЕС и ЕАЭС публицист Владимир Подгол в Naviny.by (25.04). «Рубль обвалился в два раза, стал на колени и вскоре поползет. Бизнесмены всего мира выводят из России капиталы. Еврокомиссия подает в суд на „Газпром“ за нарушение антимонопольного законодательства. Так с кем тогда налаживать экономические отношения? Да и как?..»