«Казахстан сказал „нет“ единой валюте ЕАЭС», утверждает «Курсив» (23.04), ссылаясь на заявление замминистра национальной экономики Тимура Жаксылыкова. «Тем самым ведомство поставило точку в жестких спорах о создании валютного союза, подтвердив, что правительство не намерено даже обсуждать возможность валютной интеграции», — отмечает автор публикации. Опрошенные им эксперты солидарны с позицией министерства, однако предупреждают, что информационная кампания продолжится.
Зампред правления Национальной палаты предпринимателей Рахим Ошакбаев, например, полагает, что градус обсуждения вопроса единой валюты будет поддерживаться постоянно: «Конечная цель — реализация политтехнологического приема под названием „окно возможностей Овертона“, когда идею отказа от национальной валюты постепенно переведут из категории немыслимой для казахстанского общества в категорию приемлемой или даже разумной». Для этого нужно постоянно поднимать тему в разных контекстах — что «есть плюсы и есть минусы», что «сейчас еще пока рано говорить» и так далее.
При этом газета приводит высказывание о том, что мир — и его отношение к России после событий на Украине — изменился с тех пор, как был задуман ЕАЭС. Так что Казахстану нужно решить, стоит ли продолжать интеграцию со страной, подпавшей под западные санкции.
В развитие темы «Жас алаш» (23.04) приводит рассуждения участников круглого стола «Валютный союз: мифы и реальность». Организатор мероприятия Тулеген Жукенов напомнил, что поручение президента РФ Владимира Путина проработать идею валютного союза взбудоражило общество, а также заметил, что «интеграция интеграции рознь», особенно если она «преследует не столько экономические цели, сколько геополитические цели конъюнктурного характера».
Со своей стороны директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов задался вопросом о формате предполагаемой единой валюты. Либо у нее будет формат евро (когда национальные валюты отменяются), либо формат экю (вводится наднациональная валюта, но национальные валюты продолжают существовать). По мнению эксперта, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда подразумевал формат экю. Если же будет принят формат евро, Казахстан не сможет полноценно финансировать свои расходы, уверен ученый.
Россия и Казахстан опять обменялись пощечинами в виде запретов на продажу различных товаров друг другу, пишет «Мегаполис» (20.04). Глава Роспотребнадзора Анна Попова не усматривает ничего экстраординарного в изъятии из российских магазинов молочной продукции из Казахстана и в решении Казахстана изъять из продажи продукцию российских производителей. «Нет никаких оснований говорить о запретах ввоза. Речь о претензиях к качеству».
Примерно такими же словами прокомментировал ситуацию главный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин: «Претензии к качеству поставляемой продукции нами предъявляются не только к производителям России, но и других государств». До введения санкций против РФ и ее ответного продовольственного эмбарго никаких претензий к качеству продуктов не было, напоминает газета.
Россия наращивает военное присутствие в странах СНГ, пишет «Литер» (23.04), сообщая о том, что Россия и Казахстан подписали документы о создании единой системы ПВО. «Впервые за всю историю казахстанские ВВС пополнились новыми сверхманевренными многофункциональными истребителями Су-30СМ поколения 4++», — приводит газета сообщение казахстанского министерства обороны.
И продолжает: РФ усиливает свою авиабазу «Кант» в Киргизии подразделением беспилотников. «Другими словами, Таджикистан и Киргизия выстраивают оборонительный щит с российской помощью, чего не скажешь о Туркмении, которая в рамках своей государственной концепции нейтралитета не спешит сотрудничать в военной области со странами СНГ».