Идеи о том, как улучшить польско-российские отношения, заходят все дальше. У нас уже были обещания позвонить Путину или перестать дразнить кремлевского медведя. А сейчас профессор Магдалена Щрёда (Magdalena Środa) призывает, в сущности, капитулировать перед Россией.
Я читаю ее комментарий под названием «Это не путь» и не перестаю поражаться. Посеянное кремлевской пропагандой зерно дало невероятно колоритный урожай. В группе людей, которых Ленин назвал «полезными идиотами», присутствуют представители радикальных правых и левых сил, консерваторов и либералов. Одни поддерживают Россию ради денег и голосов, как французская ксенофобка Марин Ле Пен (Marine Le Pen), другие, как немецкие сторонники мира, из своего идеализма. А сейчас в этих рядах оказалась известная польская феминистка, философ и этик.
Комментарий профессора Магдалены Щрёды наверняка привел кремлевских аналитиков, которые читают и переводят наши статьи, в полный восторг. Ведь раньше сторонники Кремля писали в польской прессе в основном о славянском братстве и пугали американским империализмом. А профессор Щреда перевела дискуссию на совершенно новые рельсы.
Как она пишет, реакция Польши на российскую агрессию на Украине, вооружение страны и нежелание впускать на нашу территорию пропагандистский пробег гангстеров на мотоциклах — это эффект «наших фобий, страхов, комплексов, слабости и размахивания (медийной) шашкой». Я понимаю, что профессор требует от нас как от народа быть выше этого. Позволить, чтобы мотоциклисты проехали по Варшаве с флагами, на которых изображены серп и молот, а, возможно, и портрет обожаемого в России Сталина, напомнив нам, как поляки стерегли в гетто евреев. Ведь на них нельзя за это обижаться. Ведь обида, как пишет Щрёда, «связана с чувством, что нашему достоинству нечто угрожает» и выступает «признаком слабой позиции и неуверенности». Нам следует махнуть рукой и на то, как Путин подпалил соседнюю страну. Ведь на защиту жертв встают только слабые и закомплексованные. И еще нам совершенно не следует вооружаться. Ведь миллиарды, которые пойдут на новые вертолеты, ракеты и корабли, нужно вложить в культуру, образование и здравоохранение. Так происходит в сильных государствах, которые не испытывают страха.
Польше следует быть сильной и уверенной: смело разоружиться и позволить россиянам делать в Европе и на польской территории все, что им вздумается. То есть капитулировать. А те, кто считает иначе, выставляют себя в смешном свете перед «разумными гражданами и гражданками».
Чтобы внести ясность: я не считаю, что Щрёда вошла в число союзников Кремля сознательно, или что она поддерживает путинскую политику. Однако ее текст наверняка подхватят управляющиеся из Кремля СМИ и представят российской публике как голос «разумной Польши». Я надеюсь, что профессор Щрёда одумается и откажется от такой позиции.
Если нет, это будет означать, что она не понимает, как в 2014 году изменился мир. Она не заметила, что Россией управляет лжец и преисполненный злобы безумец (такие слова использовала канцлер Ангела Меркель во время своего последнего визита в Варшаву), который не остановится ни перед чем ради того, чтобы восстановить российскую империю. Она не заметила новостей о провокациях российских самолетов и подводных лодок, а также странную мобилизацию друзей Москвы в Европе и активность российского пропагандистского аппарата. И еще, она не сделала никаких выводов из польской истории. Мне бы тоже хотелось жить с Россией в дружбе, а вместо того, чтобы покупать системы «Patriot» — строить детские сады. Но времена сейчас такие, что это невозможно.
P.S. И еще одно. Я не знаю, что у Магдалены Щрёды за знакомые, но они, видимо, редко читают газеты. Потому что, хотя они и говорили ей обратное, тема «Ночных волков» за Одрой обсуждалась довольно активно.