wPolityce.pl: Портал Politico со ссылкой, в частности, на бывшего командующего американскими ядерными силами, пишет, что риск ядерной войны между США и Россией сегодня велик, добавляя, что ситуация напоминает период Холодной войны, когда одна искра могла привести к трагическим последствиям. Все действительно так серьезно?
Роман Полько (Roman Polko): Пока Россия располагает ядерным оружием, с угрозой ядерной войны следует считаться. Существует вероятность, что это оружие будет использовано. Однако не стоит забывать, что сейчас ситуация вновь стала меняться. Запад переориентируется на борьбу с Исламским государством и концентрирует внимание на происходящем в Средиземном море. Тема России не просто отодвигается на второй план, Москва постепенно даже становится союзником. Действия, предпринимаемые польскими союзниками, показывают, что Запад и Россию больше вещей связывает, чем разделяет.
— О чем вы говорите? Что именно связывает?
— Мы видим, что продолжает вестись бизнес. Видно также военное сотрудничество, например, обмен военными технологиями, есть энергетические интересы, в частности, газовые. Кроме того Россию считают потенциальным союзником в борьбе с Исламским государством. Известно, что недавно была запущена горячая линия между командованием НАТО и российской армией. Так что присутствует не только угроза, но и переговоры. Но нашей дипломатии следует стремиться к тому, чтобы сформулировать для России предварительные условия возможного сотрудничества. Пока Москва делает все, что ей вздумается, а Запад после потрясания кулаками и санкций (которые оказались неэффективными) начинает отступать с прежних позиций.
— Что выгоднее для Польши: напряженность на линии Россия — Запад или попытка сотрудничества между Западом и Москвой?
— Для Польши, несомненно, гораздо более выгодна жесткая позиция Запада в отношении России. Кремль не понимает мягкого языка, считает его проявлением слабости. До тех пор, пока Путин будет чувствовать, что он может многое себе позволить, он будет действовать агрессивно. Он дестабилизирует Украину, чтобы не позволить ей выйти из российской сферы влияния. Он делает это в том числе для достижения внутриполитических целей. А при этом смеется в лицо Западу.
— Что в контексте угрозы следует безотлагательно сделать Польше для своей обороны? Как нам повысить нашу безопасность?
— Мы должны открыто говорить о проблемах. Пора покончить с политкорректностью и перестать притворяться, будто ничего не происходит. Пока слишком много показных и пропагандистских инициатив. Недавно меня очень удивило, что СМИ устроили большой шум по поводу проезда колонны американской техники через Польшу. Это просто стыдно. Много говорилось о силах быстрого реагирования НАТО, но их до сих пор нет. Нам нужно сделать ставку на коллективную оборону, на отношения с союзниками, но одновременно покончить с пропагандой. В том числе с касающейся системы ПРО. Мы сами не способны защитить собственное небо, в этой сфере нужно взаимодействие с союзниками. Кроме того нужна стратегия закупок, чтобы покупать вооружения у стран, которые относятся к нам всерьез, у тех, на кого мы сможем положиться в чрезвычайной ситуации. Речь не только о финансовой стороне или потенциале польской военной промышленности. Речь о безопасности. В решениях о закупках следует учитывать, на кого мы сможем положиться. Если мы можем рассчитывать на американцев, значит, стоит покупать у них. Между тем французы до сих пор не сделали в направлении Польши никаких существенных жестов.
— И конкретный вопрос под конец. Ядерное, химическое, биологическое оружие: нужно ли Польше получить какую-то из этих технологий?
— Польше нужно восстановить потенциал, он был утрачен. Из-за того, что Украина избавилась от ядерного потенциала, она стала легкой целью для нападения. Однако представляется, что никто сейчас не позволит Польше иметь такое оружие. Это бы создало серьезные сложности на международной арене. Тема химического и биологического оружия тоже вызывает вопросы. Оно крайне опасно, хотя мы могли бы сами его производить. Но проблема в том, что это оружие, которое может стать обоюдоострым: оно зачастую уничтожает тех, кто за него берется.