На минувшей неделе страны, входящие в объединение БРИКС, Бразилия и Россия, приняли важные экономические решения. Россия понизила ключевую ставку рефинансирования до 12%, хотя недавно она была поднята до 17%. Бразилия же — повысила ставку до 13,25%. Обе страны в 2015 году переживут рецессию, то есть сокращение экономики.
Конечно, политические и экономические события идут рука об руку. Но у экономики есть свои основные правила, и в случае их несоблюдения со временем придется заплатить высокую политическую цену.
На бумаге может показаться, что ситуация в России и Бразилии отличается от того, что мы могли видеть в Турции. Тем не менее с 1961 года нам известно: если в стране, где существует нехватка сбережений, освободить движение капитала, то контролировать и валютный курс, и процентную ставку невозможно. Вы можете контролировать только что-то одно, другое же — придется оставить на волю рынка. В странах, где в качестве инструмента денежно-кредитной политики применяется «инфляционное таргетирование», Центральный банк контролирует ставку, отпуская валюту в свободное плавание. Но если вы спросите, дает ли политика свободу Центробанку в развивающихся странах, то я скажу, что это сложный вопрос! Как и наша страна, многие государства, например, поддерживают экспортеров, чтобы не допустить проблем с сальдо текущего платежного баланса. И поэтому толерантно относятся даже к изменениям валютного курса не в пользу национальной валюты. Но это может повысить инфляцию!
Влияние снижения цен на нефть
В таких условиях, если на экономике, как, например, в Бразилии и России, сказывается влияние внешних факторов или есть определенные внутренние и внешние политические проблемы, то экономическая ситуация заметно осложняется. Как Бразилия, так и Россия — страны, экспортирующие энергоресурсы (нефть и природный газ). И при падении цен на нефть возникает проблема дефицита платежного баланса. Даже несмотря на то, что с января этого года цены на нефть возросли почти на 30%, сейчас стоимость нефти примерно на две трети ниже пиковых цен 2014 года. Кроме того, замедление темпов роста в Китае повлекло за собой падение объемов экспорта и цен на сырьевые товары. Это заметно осложнило положение Бразилии. А санкции, введенные Европой и США, и отток иностранной валюты из России привели к тому, что за последние десять месяцев курс российской валюты потерял 35% своей стоимости (и это с учетом того, что в последнее время рубль несколько возрос), а это ведет к удорожанию импорта.
В марте индекс инфляции Бразилии был на уровне 8,13% годовых, хотя Центральный банк установил максимальное пороговое значение на уровне 6,5%. Как только упали цены на экспорт, а внутренние цены возросли, единственным средством, которое осталось в руках регулировщиков при высоком бюджетном дефиците, было поднятие ставок с целью контроля валютного курса и инфляции. В конечном счете Бразилия была вынуждена повысить ставку до 13,25% и, таким образом, замедлить экономический рост. Когда бюджетный дефицит достиг 5,3% ВВП, а дефицит платежного баланса превысил 100 миллиардов долларов, курс национальной валюты, естественно, упал, составив 3,01 относительно доллара (вместо 2,24 в прошлом году). Так Бразилия, где при увеличении объемов выданных кредитов с низкими процентными ставками возник кредитный пузырь, вступила в суровую рецессию. Вдобавок ко всему гигантские нефтяные компании группы «Petrobras» увязли во взяточничестве и злоупотреблениях служебным положением. Что будет дальше — неизвестно... Только уже сегодня рейтинг поддержки президента Дилмы Русеф (Dilma Rouseff) упал до 15%, ведь экономическая политика Бразилии была полна популистских просчетов! Да и с парламентом Русеф не в ладах.
В России же в марте этого года инфляция составила 16,9%, но там по-прежнему сохраняется положительное сальдо торгового баланса. Тем не менее если еще в прошлом году рубль держался на отметке 35,7 за доллар, то сейчас курс рубля относительно американской валюты составляет 52,1. При этом следует отметить, что в последнее время рубль несколько подорожал и откатился от состояния, когда один доллар был равен 72 рублям. Бюджетный дефицит России составляет 2,6% ВВП. В 2015 году России также предстоит спад. Поэтому ей пришлось понизить ключевую ставку рефинансирования, несмотря на инфляцию в 16,9%.
Все эти проблемы — расплата в экономике за украинские события! Вот как политика создает экономические проблемы.