Рассказывают, что когда во время войны в Москву приехал тогдашний католикос-патриарх Грузинской православной Церкви Каллистрат (Цинцадзе), то Сталин (который в свое время учился в Тбилисской семинарии и еще тогда познакомился с будущим предстоятелем) гостеприимно пригласил его к себе на обед — посидеть, поговорить. Католикос приехал к «вождю народов» в гражданской одежде; во время обеда после нескольких высокопарных, как и полагается, грузинских тостов Сталин спросил его: «А кого ты больше боишься: Бога или меня?» Каллистрат начал так же высокопарно говорить, что уважает и Бога, и «великого вождя». Тот прервал предстоятеля: «Не надо нас обманывать! Меня ты боишься больше, чем Бога, иначе бы пришел в церковном одеянии».
Этот рассказ вспомнился, когда предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Онуфрий не поднялся на торжественном заседании Верховной Рады, когда президент Порошенко называл имена героев АТО — и погибших, и живых, и когда встал — без исключения — весь зал, в том числе и оппозиционеры, и зарубежные делегации. А во второй раз он вспомнился, когда пресс-служба УПЦ (МП) выступила с разъяснением позиции митрополита.
«Во время речи президента Украины Петра Порошенко присутствующие стоя чествовали имена тех, кто был удостоен звания Героя Украины за участие в обороне Отечества на Востоке нашего государства. Блаженнейший Митрополит Онуфрий не отреагировал на эту речь так же, как и все остальные гости и участники торжественного заседания, чтобы подчеркнуть — нужно немедленно прекратить войну! Он не раз высказывал уважение всем героям, защищающим украинские границы. Однако не может быть оправдания подкормке огня войны, который почти ежедневно уносит жизни не только военных, но и беззащитных гражданских лиц Украины, в том числе детей. Они погибают по обе стороны линии фронта».
Лучше бы эта пресс-служба промолчала. Украинцы и зарубежные гости думали бы, что митрополит Онуфрий просто, мягко говоря, невоспитанный человек, а так все теперь знают, что он — «грязь Москвы», которая боится Путина больше, чем Бога.
Ведь в ситуации, когда ежедневно продолжаются обстрелы украинских войск со стороны российско-террористических формирований, когда едва ли не ежедневно от этих обстрелов погибают украинские военные и гражданский люд, когда Россия завела в Украину огромную массу новой — и прежде всего наступательной — боевой техники, когда промосковские марионеточные «лидеры» марионеточных же «ЛНР» и «ДНР» то и дело заявляют, что вскоре «освободят» весь Донбасс, а потом пойдут на Харьков, Запорожье и Днепропетровск, такое объяснение наглядно свидетельствует: митрополит Онуфрий, а в его лице и все руководство УПЦ (МП) требует безоговорочной капитуляции Украины и украинцев. Ведь ничем другим «немедленное прекращение войны» быть не может в условиях, когда бандформирования и оккупационные российские войска игнорируют Минские соглашения, готовятся к наступлению и во весь голос сообщают об этом. Или для митрополита Онуфрия и его команды законы Украины, которыми зафиксирован факт оккупации и установлен статус оккупированных территорий Донбасса, — это ничто, и он считает, что на Донбассе — сугубо внутренний конфликт между «православными братьями», что там нет внешней агрессии? Тогда ему и руководству УПЦ (МП) надо либо оставить украинское государство, либо отвечать перед ним за антигосударственную деятельность.
Ну а о том, что «не может быть оправдания подкормке огня войны», то пусть митрополит Онуфрий выступает с такими демаршами перед Путиным1 и Кириллом (Гундяевым). Но нет — он их банально боится, что видно по поведению этого церковного деятеля, который так разительно отличается от покойного митрополита Владимира, человека осторожного, но и решительного в действиях. Но такие, как Владимир (Сабодан), ныне в руководстве филиала РПЦ на территории Украины отсутствуют, иначе Онуфрий, наверное, уже потерял бы свою должность...
Ну а президента Порошенко и украинскую власть эти персонажи в рясах, которые демонстративно сидели в зале Верховной Рады, не боятся. Думаю, и Бога тоже.
Ведь по большому счету речь идет не о Церкви Христовой, а Московском патриархате, который лучше было бы назвать «сталинским», так как та РПЦ, которая была вроде бы «возрождена» в 1943 году, — на самом деле типичный «новодел» эпохи воинственного большевизма, результат усилий отдела пропаганды ЦК ВКП (б) и «компетентных органов», а потому «законы о декоммунизации» не в последнюю очередь должны касаться и этой организации.
Однако судите сами. Вот только часть документа под названием «Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви Вождю народов СССР, генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия со дня рождения», который подписали все тогдашние главы РПЦ — патриарх, пять митрополитов, 21 архиепископ и 47 епископов.
«В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся – достигло особой силы и подъёма, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния. Как граждане великой Советской страны и верные чада своего народа, мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных отношений. Торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем мудром и твёрдом руководстве благодетельными преобразованиями внутри страны, а стремление к общему благу одушевляет дальновидную внешнюю политику нашего Государства… Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия, направленные к тому, чтобы сделать жизнь людей мирной и счастливой, мы видим в Вашем лице не только великого государственного человека и Вождя, направляющего жизнь народов в новое русло истории, но и отечески заботливого попечителя всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными нуждами… Мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаём должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закрепленным сталинской конституцией… Благодаря сталинской конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни… Ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил и шлём Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим».
Скажите, вам не противно было это все читать в адрес «вождя народов», который по масштабу своих гонений на христиан стоит на первом месте в истории?
Но главное здесь другое — РПЦ до сих пор не раскаялась за мерзкое поведение своих тогдашних иерархов, за угодничество антихристианскому режиму (еще в 1980-х православных студентов исключали из Киевского университета и КПИ, если они не соглашались работать на КГБ), за ложь и лакейство. Более того, РПЦ пытается уменьшить преступный характер сталинизма, а вопрос о его антихристианском характере вообще завуалировать. «Не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки при всем этом делать различия между репрессивным и человеконенавистническим режимами. Вот для меня нацизм – это режим человеконенавистничества, сталинизм — это репрессивный режим», — заявил московский патриарх.
Поэтому возникает вопрос: собирается ли УПЦ (МП) и в дальнейшем быть филиалом «сталинского патриархата»? Несколько лет назад казалось, что нет, что в ней идут подспудные позитивные процессы. Сейчас мы видим, что деятельность УПЦ (МП), по крайней мере на уровне ее высших иерархов, определяют страх перед Путиным и угодничество Кремлю, а не самоотверженное служение Богу и людям.