«Россия и США могут развязать "случайную" ядерную войну в результате плохой работы спецслужб или неверной оценки действий противоположной стороны», — заявил генерал Джеймс Картрайт (James Cartwright), который до недавнего времени был командующим американских ядерных сил.
Мы попросили прокомментировать эту тему генерала Вальдемара Скшипчака (Waldemar Skrzypczak) и главного редактора портала Dziennik Zbrojny Мариуша Челму (Mariusz Cielma).
Генерала Вальдемар Скшипчак: Я исключаю перспективу ядерной войны. Она могла вспыхнуть во время Карибского кризиса, а сейчас сопоставимой с этим кризисом угрозы нет. В целом война присутствует только на устах политиков и некоторых экспертов. Я не знаю, на что рассчитано это запугивание людей ядерной войной, но явно не на то, чтобы успокоить общество. Я считаю, что это игра людей, которые хотят напугать общество. Поляки не боятся. Пугать «Искандерами», ядерным оружием, на мой взгляд, бессмысленно. Мы к этому уже привыкли. Мы живем с этой угрозой ядерной войны практически со времени Карибского кризиса, то есть с 1962 года!
Эту тему постоянно обсуждают и воскрешают. Все время возвращается вопрос «Искандеров». Я недавно даже сказал, что если они прилетят, то пусть у них будут золотые боеголовки, мы тогда это золото соберем и хорошо на этом заработаем. Я не вижу такой угрозы. В настоящий момент никто не решится развязать какую-либо войну. Между тем мы не знаем, как будет развиваться ситуация на Ближнем Востоке и в Африке. Наша проблема сейчас, я полагаю, не вторжение со стороны России, а вторжение из Африки в Европу при попустительстве Брюсселя.
Разумеется, при использовании электронных систем в управлении нельзя исключать ошибки компьютера. Если системы безопасности будут плохо работать, может произойти все, что угодно, примеры этого — Чернобыль и Фукусима. Если люди доверят весь контроль электронике, автоматам, роботам, компьютерам, то развязывания случайной ядерной войны исключить будет нельзя. Отсюда взялось это определение американского генерала. Когда нет эффективного контроля над происходящим, может произойти самое разное, например, обмен ударами, спровоцированными компьютерами, в которых появится ошибка. Я сомневаюсь, что кто-то примет решение устроить ядерный кризис. По моему мнению, это исключено.
Подобные высказывания служат раскручиванию спирали вооружения и помогают политикам добиваться их политических целей. Политики часто связаны с бизнесом, и нельзя исключить, что они говорят об угрозе (в особенности это касается США) только ради увеличения военного бюджета, чтобы он мог «работать в полную силу». Так было всегда, это неотъемлемый элемент внешней политики США. В России это выглядит похоже. Они взаимно накручивают друг друга, и поэтому нет денег на необходимые вещи, а есть только на вооружения. За все приходится платить. Нашей стране безопасность тоже обходится дорого.
Я полагаю, что Польше не нужно быть ядерной державой, это нам ни к чему. Мы в НАТО. Кроме того я исключаю вероятность ядерной войны, потому что в контексте того, какие страны располагают этим оружием, она станет просто концом света. Только безумец решит уничтожить Землю. Речь здесь не об уничтожении нескольких государств: ядерная война приведет к гибели всего земного шара.
Я бы не стал тиражировать идеи в духе «угроза ядерной войны стала сейчас самой высокой с момента наиболее опасного периода холодной войны». Это крайнее мнение. В запугивании нет никакого толка. Нужно просвещать, но не пугать. СМИ существуют для того, чтобы информировать людей, а не запугивать их. Информация нужна, но она не должна служить запугиванию населения.
Мариуш Челма: Обычно мы комментируем текущие события через призму эмоций. В данном случае это тоже, скорее всего, скоропалительный комментарий. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения событий Холодной войны — Карибского кризиса, операции Варшавского блока в Чехословакии, военного положения в Польше и угрозы аналогичной операции вторжения, не говоря уже о множестве «сопутствующих» войн (конфликты в Африке, в Афганистане), представляется, что сейчас ощутимой угрозы развязывания ядерной войны нет. Я полагаю, что с противоположной стороны тоже находятся разумные люди, которые даже в ходе борьбы за влияние на постсоветском пространстве вряд ли прибегнут я ядерному оружию.
Конфликты вспыхивали случайно. Обратите внимание, сколько опасных ситуаций происходит в воздухе, когда российские самолеты приближаются к машинам НАТО: может произойти случайное столкновение, а оно — вызвать цепочку решений. Думаю, для успокоения нервов можно привести появившееся несколько дней назад сообщение о создании «горячей линии» между НАТО и российской армией. Она, в частности, призвана служить тому, чтобы в таких ситуациях можно было вести какой-то диалог, чтобы смягчить и снять конфликт.
Причин появления таких «пугающих» заявлений может быть несколько. Для военных это всегда возможность добиться новых программ вооружений. Напомню, что в последние десятилетия военные расходы уменьшались. В мире, особенно западном, несмотря на военные действия, которые США вели в Ираке или в Афганистане, наметилась тенденция к уменьшению военных расходов. Теоретически возможно, что к конфронтации будет стремиться вторая сторона, но, я считаю это маловероятным. Борьба России за влияния не имеет идеологической базы, какая присутствовала во времена Советского Союза. Тогда это была идеология, нацеленная на революционные изменения в мире. А сейчас — это, скорее, борьба за влияние.
Пока не сложилось и такой ситуации, которая была раньше, когда Советский Союз находился в полной политико-экономической изоляции. Посмотрим, как это будет развиваться, можно сказать, что мы наблюдаем зачатки холодной войны, первые заморозки. Но это еще не холодная война.
Что касается возможности Польши обладать ядерным оружием, конечно, такие вооружения — это гарантия национальных сил устрашения, однако в реальных сценариях его во внимание не принимают. Это, скорее, не слишком вероятный вариант, ведь даже при мирном использовании атомной энергии нас ограничивают международные договоры, которые подписала Польша. Мы видим мировые тренды. Международное сообщество не даст согласия на то, чтобы новые страны смогли обладать ядерным оружием. Хотя у Польши его нет, следует помнить, что она все равно находится под его защитой. Таким арсеналом обладают несколько стран НАТО, так что это вопрос надежности Альянса. Я бы не говорил, что нам вообще не нужно ядерное оружие, но, полагаю, пока это нереально. Демократическому государству сложно было бы претворить такие идеи и планы в жизнь. Прежде всего у нас нет таких технологий, и где мы можем их получить? Кто-то должен захотеть нам их продать, а это не только огромные деньги, миллиарды долларов или евро (что опустошило бы наш бюджет), но и вопрос того, что кто-то должен взять нас под опеку, чтобы провести такую программу. Теоретически, если бы такие средства у нас были, ядерное оружие позволило бы нам стать самостоятельными, мы бы обрели «клыки» с самыми большими возможностями. Но на практике такой перспективы я пока не вижу.