Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Польши: Россия стирает историю и чествует Сталина

Обзор публикаций о России, 7 – 13 мая

© Фото : ИноСМИ/ А. Боярская Польская пресса
Польская пресса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основное внимание польских СМИ было сосредоточено на российских торжествах, приуроченных к 70-й годовщине Победы над нацистской Германией. Журналисты и эксперты обсуждали выступление Владимира Путина на московском параде, размышляли о российском видении истории, исторической политике Москвы и основах национальной идентичности россиян.

Россия, продолжая советскую традицию, праздновала окончание Великой Отечественной, а не Второй мировой войны: при таком подходе за рамками остаются события 1939–41 годов, в частности, ввод советских войск в Польшу, который россияне продолжают называть «освободительным походом», — отметил в интервью wPolityce.pl (9.05) историк и политик Войцех Рошковский (Wojciech Roszkowski). Москва фальсифицирует свою историю в духе имперской идеологии, которая не допускает существования независимой Польши, а если какая-то страна до такой степени не уважает основополагающее право своего соседа, это значит, что она может вынашивать в его отношении агрессивные планы, предупреждает собеседник портала.


Никто в Польше не оспаривает огромный вклад советского народа и Красной армии в победу во Второй мировой войне. При этом поляки не могут согласиться со словами Путина, оправдывающего (как на встрече с Ангелой Меркель в Москве) пакт Молотова–Риббентропа. Ведь эта «попытка избежать прямой конфронтации» в реальности привела к исчезновению Польши, пишет публицист портала Defence.24 (12.05), призывая соотечественников привыкнуть к тому, что Россия не готова к критической оценке даже самых кровавых или бесславных эпизодов своей истории.

Российская национальная память обходит стороной и даже стирает существенные элементы Второй мировой войны: нападение на Польшу и Финляндию, убийства польских военнопленных и высылку польского населения в Сибирь, американский ленд-лиз, сталинский террор, перечисляет комментатор журнала Polityka (13.05). Он называет символом такой специфической памяти книгу Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», рукопись которой была конфискована КГБ, поэтому книга была опубликована только после распада СССР. «Почему Путину так сложно сейчас отказаться от того, что он захватил на Украине?» — задается вопросом журналист и дает ответ: «Потому что он опирается на единственную существующую память и единственную истинную общую идею россиян: победу над врагом и защиту соотечественников якобы притесняемых в Крыму и на Востоке Украины».

В Польше на современную Россию часто смотрят через призму таких милитаристских спектаклей, как субботний парад, между тем символом реального положения дел в российском государстве может служить, скорее, сломавшийся на его репетиции новый танк «Армата», указывает публицист Rzeczpospolita (7.05). Источником национальной гордости, консолидирующей российское общество, служат лишь свершения прошлого, а национальная идентичность в стране, где не прижились либеральные ценности, остается, по сути, советской, пишет автор комментария, недоумевая, почему россияне продолжают верить своей официальной пропаганде в эпоху интернета, спутникового телевидения и открытых границ.

В России отчетливо присутствует культ Сталина, а подавляющая часть российских элит — это просталински настроенные фанатики, выносит свой вердикт сотрудник Польской академии наук Войцех Матерский (Wojciech Materski) в интервью той же газете (9.05). Распространение реальных исторических знаний, как полагает историк, в российских реалиях подменила историческая политика, которая транслирует россиянам одно успокаивающее национальные комплексы послание: «Во время войны и после нее мы были сильны, потом у нас были сложные моменты, но в будущем мы снова станем великими, мир вновь будет нас бояться».

Хотя на российский парад 9 мая не приехали западные лидеры, Путин может сказать, что торжества удались: Москву посетили руководители Индии и Китая, обратил внимание политик Ян Рокита (Jan Rokita) в эфире телеканала TVN 24 (9.05). «Зная политику, которую ведут Пекин и Дели, я могу с уверенностью сказать, что они поставили условия своего участия. Одним из условий было то, что выступление Путина не будет слишком агрессивным», — полагает собеседник канала. Начинало казаться, что Россия пытается монополизировать победу над нацизмом, однако выступление российского лидера на параде было «заметно более мягким и кратким, чем обычно, — вторил директор Польско-российского центра диалога и согласия Славомир Дембский (Sławomir Dębski). — В последнее время российская дипломатия старалась затушевать впечатление, будто вклад западных союзников в исход войны принижается».

Противоположное мнение составил о выступлении российского президента журналист еженедельника Newsweek Polska (9.05). Путин бросил вызов всему миру и правде: из его речи сложилось впечатление, что войну выиграла не антифашистская коалиция и даже не российский народ, а он сам, поместивший себя в центр торжеств. Путин отобрал у россиян и народов бывшего СССР День Победы, превратив миф о великой войне в политический инструмент, так что георгиевская ленточка стала ассоциироваться со стремлением России доминировать на всем постсоветском пространстве; он также отнял этот праздник у ветеранов, поскольку прошедшая по Красной площади военная техника не напоминала об ужасах войны, а прославляла новую имперскую политику Кремля — захват Крыма и Донбасса, с сожалением отмечает автор комментария. «Все отчетливее видно, что путинская Россия уже не вернется к временам демократии, а реабилитация наиболее агрессивных эпизодов СССР стала фактом», — подводит итог он.

Как бы хозяева Кремля ни старались использовать годовщину окончания войны для оправдания своего нападения на Украину, не стоит забывать, что «9 мая — это не только навязанный сверху ура-патриотизм». Есть еще простые россияне, которые глубоко и искренне переживают День Победы, помнят о жертвах в своих семьях и невероятном самопожертвовании тех, кто воевал или работал для фронта, делает между тем оговорку Gazeta Wyborcza (9.05).

Выступления Владимира Путина в 2009 году на Вестерплатте и в 2010 году в Катыни были лишены политического подтекста, в них звучало желание найти историческую правду, однако с тех пор официальная российская риторика претерпела сильные изменения, и в последних речах президента стали заметны отзвуки постимперской политики СССР 1960-70-х годов, — делился своими наблюдениями в эфире радиостанции Polskie Radio (8.05) глава польского внешнеполитического ведомства Гжегож Схетына (Grzegorz Schetyna). Глава МИД Польши полагает, что, несмотря на желание некоторых европейских стран вернуться к прежним экономическим отношениям с Москвой, антироссийские санкции будут продлены как минимум до конца 2015 года, поскольку реализация Минских соглашений далека от завершения. «Россия изменилась и она должна понимать, что если она будет вести международную политику таким образом (нарушая право, захватывая территорию соседей), она не сможет быть партнером свободного мира», — заключает министр.