Глава инвестиционного фонда Уильям Браудер (William Browder) старается выглядеть борцом за справедливость. Он утверждает, что хочет призвать к ответу виновных в гибели Сергея Магнитского — его сотрудника, который, как утверждается, был до смерти избит в российской тюрьме в 2009 году после того, как разоблачил налоговую аферу с участием чиновников и полицейских.
Однако российский бизнесмен, которого в Манхэттенском федеральном суде обвиняют в том, что он отмывал часть доходов от этой аферы (ее общая сумма, предположительно, составляет 230 миллионов долларов), утверждает, что г-н Браудер лжет.
Адвокаты, которые защищают несколько компаний, принадлежащих предпринимателю Денису Кацыву, в среду предъявили суду стенограмму почти восьмичасовых показаний г-на Браудера. По их мнению, эти показания ставят под сомнение версию г-на Браудера, подробно изложенную в его книге «Красное уведомление» («Red Notice»).
Г-н Браудер, который утверждает, что в России его несправедливо преследуют, предоставил прокуратуре Манхэттена доказательства, лежащие в основе дела против компаний г-на Кацыва. Защита уверяет, что прокуроры были введены в заблуждение.
Среди прочего они полагают, что заочное осуждение г-на Браудера, которого в 2013 году в России признали виновным в уклонении от налогов, не было политически мотивированным.
«Под присягой Браудер признал, что он лично подписывал налоговые декларации, которые российские суды сочли содержащими ложные сведения», — заявили адвокаты в своем письме окружному судье Томасу Грисе (Thomas P. Griesa).
Адвокаты также утверждают, что г-н Браудер, основатель фонда Hermitage Capital Management, не опроверг обвинения в том, что его представители пытались подкупить журналиста, который говорил с г-ном Магнитским в тюрьме и которому г-н Магнитский заявил, что его начальники из Hermitage «подставили» его, свалив на него вину за налоговые махинации г-на Браудера.
«Браудер заявил, что он не может вспомнить, “говорил ли он кому-нибудь предложить г-ну Магнитскому, чтобы он взял на себя ответственность за налоговые декларации”, — пишут адвокаты. — Поразительно видеть такие проблемы с памятью у человека, сделавшего смерть Магнитского центром пиар-кампании».
Г-н Браудер уверяет, что адвокаты исказили смысл его показаний о налоговой отчетности и назвал обвинения в подкупе «абсурдом».
«Ответчики явно очень недовольны тем, что мы проинформировали власти об их предполагаемой деятельности по отмыванию денег, и теперь пытаются нападать на источник информации вместо того, чтобы защищать себя от крайне серьезных обвинений, которые были выдвинуты против них американским государством», — заявил г-н Браудер по электронной почте.
Прокуратура отказывается дать свой комментарий.
Г-н Браудер долго работал в России и к 2005 году считался крупнейшим в ней иностранным инвестором. Стоимость его активов составляла около 4,5 миллиарда долларов. Однако вскоре г-ну Браудера предъявили — как он утверждает, надуманные — обвинения в налоговых аферах. В 2005 году его объявили угрозой национальной безопасности и запретили ему въезд в страну. Российское правительство продолжает отрицать его заявления.
В 2007 году российские власти обыскали московский офис Hermitage и изъяли из него документы. Г-н Магнитский, которого г-н Браудер называл своим адвокатом по налоговым вопросам, позднее обвинил чиновников и полицейских в махинациях с налогами.
В 2008 году г-на Магнитского арестовали по обвинению в налоговых преступлениях. Его семья заявляет, что в тюрьме его заковывали в наручники и избивали, а также отказывали ему в медицинской помощи. В 2009 году он умер за решеткой. Представители тюремной администрации отрицают, что с ним плохо обращались.
Г-н Браудер начал кампанию против гонителей г-на Магнитского, в результате которого Конгресс США принял в 2012 году Закон Магнитского, запрещающий тем, кто был причастен к налоговой афере въезжать в США или пользоваться американскими банками.
В 2013 году американская прокуратура возбудило дело о гражданской конфискации. Она предполагает, что г-н Кацыв использовал отмытые деньги, чтобы купить недвижимость в Нью-Йорке. Обвинители предполагают, что часть денег через подставные фирмы поступила на счет кипрской компании Prevezon Holdings, которая вложила их в недвижимость.
Г-н Кацыв — сын бывшего российского министра — и Prevezon отрицают обвинения, утверждая, что прокуратура поверила версии г-на Браудера без проверки.
Суд должен начаться этой осенью. Неизвестно, будет ли г-н Браудер давать показания.