Есть ли в Голливуде человек более безумный, более невменяемый и более прославленный в своем сумасшествии, чем Джордж Миллер? Задумайтесь: этот человек дал нам три фильма о бешеном Максе — три сумасшедших, дерзких и ярких вестерна о людях, выживших в ядерном апокалипсисе и воюющих в адской пост-апокалиптической пустыне. А потом он за 30 последних лет снял «Бэйба», «Иствикских ведьм» и «Делай ноги». Ну разве это не кинобезумец?
Нет нужды говорить о том, что «Безумный Макс: Дорога ярости» — тот фильм, который надо было сделать еще давно. Но несмотря на многолетние задержки и неудачи, ожидание того стоило. Это сумасшедшее зрелище, кровавое побоище, в котором автомашины из утиля и гротескные тела создают величественную оргию насилия. По сравнению с «Максом» «Форсаж» — это история об увальне-пешеходе.
«Дорога ярости» является продолжением картины 1985 года «Под куполом грома», но, по правде говоря, чтобы понять происходящее, нет никакой необходимости смотреть предыдущие фильмы. Поднимается занавес, и Макс Рокатански в исполнении Тома Харди (Мел Гибсон сегодня слишком безумен даже для самого Миллера) попадает в плен к местному главарю банды Бессмертному Джо, который правит пустынной территорией, где живут зараженные радиацией уроды-мутанты и разные отщепенцы, порабощая прекрасных женщин ради создания здорового потомства. Гротескность картины брутальна: изъеденные язвами и покрытые шрамами бандиты скитаются по радиоактивной пустыне, поклоняясь двум богам: бензину и Валгалле. Но есть одна проблема: главная воительница и «императрица» Фуриоза (в исполнении великолепной Шарлиз Терон), оснащенная к тому же бионической рукой, сажает дражайших жен Джо в неуклюжий грузовик с установленным на нем вооружением и пытается бежать, дабы обрести свободу.
С этого момента «Дорога ярости» превращается почти в безостановочную автомобильную погоню продолжительностью два часа. Правда, это далеко не все, что можно сказать о разворачивающейся на глазах зрителя драме. По дюнам и пустыне несется армада причудливо украшенных багги, грузовиков и мощных автомобилей с пиками, языками пламени и человеческими черепами. Мощные бойцы на старых колымагах держат в руках копья с гранатами на концах подобно римским гладиаторам, скачущим на колесницах. Другие держатся за восьмиметровые стальные шесты как гимнасты из Цирка Дю Солей. И, пожалуй, самое большое безумие этого фильма: слепой, похожий на призрака музыкант играет трэш-метал на гигантском грузовике из колонок. Да, его гитара это к тому же огнемет. Почему? Да потому что.
Самое поразительное в «Дороге ярости» — не зрелищность — такое сегодня может сделать любой режиссер, имея достаточно средств компьютерной графики. Поражает другое. Видно, что подавляющее большинство постановочных трюков вполне реальны, с металлом и пламенем, и сделаны они с профессиональной точностью. Надо отдать должное постановщику Гаю Норрису и его команде, которые сделали в картине 303 каскадерских трюка. «Дорога ярости» еще выше поднимает планку для постановщиков трюков и спецэффектов, что в 2015 году выглядит очень освежающе. Миллер и оператор Джон Сил прекрасно снимают кровавую резню (одна из сцен песчаной бури, выполненная в компьютерной графике, просто захватывает дух), свидетельствуя о том, насколько тщательно Миллер готовился к съемкам, в которых использовался не только сценарий, а еще и раскадровка из 1 465 эскизов.
Во время немногочисленных пауз в погоне фильм предстает в еще более удивительном свете. Возмущенные борцы за мужские права уже назвали это «феминистской пропагандой». Если не обращать внимания на отвлекающие моменты, это определенно один из самых прогрессивных блокбастеров в своем роде за очень долгое время. (На самом деле, один из трюков заключается в том, что Миллер назвал свою картину «Безумный Макс», хотя Макс за весь фильм произнес не более десятка фраз.)
Налет феминизма это не единственная причина, почему Голливуд должен взять «Дорогу ярости» на заметку. Этот фильм не впрыскивает порцию адреналина в блокбастеры летнего сезона. Нет, он расчленяет их бензопилой, расплющивает труп, а затем нанизывает на пику череп в виде трофея под звуки гитары-огнемета. Готовьтесь, вас ждет безумие.