Интеграция: никаких иллюзий
«СНГ: все более малолюдный клуб. В ЕАЭС — пополнение», — указывает в Naviny.by (17.05) политолог Андрей Федоров, анализирующий итоги саммитов СНГ и ЕАЭС, состоявшихся в Москве.
«Саммиты продемонстрировали вроде бы диаметрально противоположные тенденции внутри этих структур. Не исключено, однако, что финал окажется одинаковым, — полагает эксперт. — Украина формально не является членом Содружества, поскольку не ратифицировала его устав. Следующим „беглецом“ станет, скорее всего, Молдавия, которая достаточно уверенно двигается в сторону Европы. Сомнительно также, что надолго задержится в СНГ Азербайджан. А ЕАЭС продолжает расширяться. Возможно, нынешний объезд председателем КНР Си Цзиньпином столиц трех ведущих евразийцев как раз и связан с намечаемым расширением сотрудничества. Не приведет ли вожделенное сближение ЕАЭС с Поднебесной, Индией и Турцией к неизбежной утрате Москвой доминирующей позиции в Союзе? Согласится ли Кремль играть в нем второстепенную роль? Как представляется, ответы на подобные вопросы совсем не очевидны, а посему ЕАЭС может постигнуть судьба СНГ».
«В Кремле мыслят категориями времен Куликовской битвы. В недалеком будущем мы увидим значительное обострение российско-казахстанских отношений, что станет новым этапом в процессе краха проекта евразийской интеграции и в дезинтеграции постсоветского пространства». Так считает президент North&Eastern Europe Research Political Center Александр Сытин («Беларуская праўда», 12.05). По его словам, Москва использует «оголтелую пропаганду» сближения с Китаем, чтобы «шантажировать Центральную Азию и Казахстан — удерживать их в орбите своей политики и предотвратить (опередить) их неизбежное сближение с экономически более сильным и процветающим по сравнению с Россией Китаем».
«Налоговая реформа в нефтяной отрасли РФ, которой в рамках союзнических обязательств вынуждена была подчиниться белорусская нефтянка, поменяла ситуацию если не зеркально, то весьма существенно: именно внутренний рынок сегодня является для белорусских нефтепереработчиков одним из самых премиальных». Такой вывод на страницах «Нашего мнения» (13.05) делает эксперт Татьяна Маненок. Она полагает, что «налоговый маневр в нефтяной отрасли принципиально скорректировал и приоритеты российских нефтяников. Новая налоговая политика стимулирует российские вертикально-интегрированные компании уходить от нефтепереработки и наращивать прямой экспорт нефти, что вряд ли радует российское руководство».
«Сумеет ли РФ купить Белоруссию и Казахстан?» На эту тему в «ЕвроБеларуси» (12.05) рассуждает экономист Лев Марголин. Он уверен, что для Александра Лукашенко единая валюта — это «смерть», поскольку «атаман без золотого запасу не атаман». А рассчитывать на то, что при наличии единой валюты Белоруссия получит возможность определять валютную и монетарную политику, наивно. До сих пор официальный Минск сопротивлялся молча, а после того как из Казахстана раздался голос, белорусские власти его подхватили. Минску сейчас нужны деньги — все иное терпимо и может быть предметом переговоров. Чтобы получить эти деньги, официальный Минск ведет «многовекторную политику» очень осторожно, чтобы не раздразнить «русского медведя».
«Референдум 1995 года развязал руки Лукашенко, но привязал Белоруссию к Москве, затормозил развитие национального самосознания белорусов, привел к становлению сурового политического режима», — пишет колумнист Naviny.by (12.05). По его мнению, референдум-95 дал добро лишь на экономическую интеграцию с Россией. Но затем Лукашенко стал подавать итог плебисцита как карт-бланш на «единение» вообще. «„Братская интеграция“ из мостика в Кремль превратилась в капкан. Ориентация на тесные связи с восточной соседкой осталась безальтернативной. Сегодня интеграция под эгидой Кремля вылилась в формат Евразийского экономического союза. Да только вот незадача: российский мотор этой интеграции стал чихать и кашлять».
Россия и Китай. Кто ближе сердцу белоруса?
«Перестав получать от России необходимые для выживания построенной им неэффективной экономической модели ресурсы, Александр Лукашенко озаботился поиском нового донора, — отмечает политолог Ярослав Романчук (UDF.BY, 12.05). — Причем такого, чтобы был далеко, был богат, щедр и доверчив. Понятно, что играть с Китаем у белорусского президента так не получится, как с Кремлем, но такого и не надо. Если отбросить дипломатические реверансы, то в сухом остатке мы имеем следующее. Китай готов дать миллиарды долларов своим крупным корпорациям для того, чтобы они застолбили производственную, торговую и даже финансовую площадку в Белоруссии».
«Может ли Китай соперничать с РФ за выгодные отношения с Белоруссией? Кто же белорусскому руководству сегодня больше дорог — Пекин или Москва, если учитывать, что с Россией сальдо торгового баланса тоже отрицательное?» Отвечая на эти вопросы, эксперт Александр Класковский в «Завтра твоей страны» (11.05) резюмирует: «Россия остается все-таки номером один во внешнеэкономических отношениях Белоруссии». Он напоминает, что Москва проявляет определенную ревность по отношению к КНР. «В свое время российский посол Александр Суриков выражал недовольство по поводу намерений развернуть в Борисове производство китайский легковых автомобилей. Сотрудничество Белоруссии и Китая в военной сфере тоже напрягает Москву, поскольку речь идет о военных секретах, о конкуренции. Большое значение имеет калийный контракт».
Эксперт полагает, что белорусские власти использовали визит Си Цзиньпина в Минск в качестве сигнала и Москве, и Европе. «Официальный Минск показывает, что у него есть запасные варианты, и не надо его уж слишком брать за горло».
Обещанные Пекином кредиты вызывают в Минске головокружение, продолжает тему на страницах газеты «Беларуская праўда» (12. 05) экономист Роман Яковлевский. «Визит руководителя Китая может стать для Белоруссии важной вехой в ее внешней политике. По задумкам минских стратегов, такой вектор может уравновесить доминирование российского вектора. Да и в пропагандистском плане сотрудничество с КНР имеет значение. Мол, суверенная Белоруссия важна не только великой России, но и великому Китаю».
«Известная ревность по отношению к контактам Белоруссии с Китаем со стороны Москвы присутствует. И определенная неадекватность оценок положения в мире. Так почему бы их не использовать? Если есть ревность, то верность повышается в цене». Такое мнение политолога Юрия Дракохруста приводит UDF.BY (15.05). «Российских любителей геополитики можно припугнуть любимыми ими дугами, осями, геополитическим окружением, жутким образом китайского меча, приставленного к горлу России со стороны гипотетического белорусского сателлита Поднебесной».
Сочинское «потепление»
«Сцена первых после начала конфликта на Украине дипломатических переговоров США и России была полна театральности и символизма, призванных продемонстрировать, «что две великие страны все-таки должны вернуться к нормальному сотрудничеству», — отмечает «Советская Белоруссия» (14.05). «Уже не важно, почему это произошло, было ли это результатом торга между США и Россией. Скажем, Москва обещает Вашингтону поддержку в решении иранского и сирийского вопросов, а Вашингтон не торпедирует вопрос украинский. Либо США начинают понимать, что их политика по Украине становится неприемлемой для всех. Так или иначе, Джон Керри публично поддержал минский процесс и даже погрозил пальчиком в адрес Киева: не стрелять! А это значит, что минские соглашения опять в центре внимания».