Нет никаких сомнений, что отношения США и Китая вступают в новую фазу напряжения, так как, по имеющимся сведениям, Вашингтон рассматривает возможность отправки своих военных кораблей и самолетов в Южно-Китайское море с целью бросить вызов суверенитету КНР. Если он действительно пойдет на это, такой поступок, безусловно, будет рассмотрен как провокация и может в дальнейшем привести к столкновению с китайскими кораблями и самолетами.
Существует множество исследований о возможных мотивах США, а также о том, к каким последствиям в китайско-американских отношениях и вопросах безопасности в Азии это может привести. Практически все они едины в одном: неважно, правильно данное решение или нет, оно сопряжено с серьезным риском и не может не вызывать опасений.
Чтобы лучше понимать суть этого военного хода, необходимо знать о предпосылках всего того, что творится сейчас в отношениях Китая и Америки. Речь идет о новом зарождающемся антикитайском настрое в правительственных, академических, политических и, безусловно, военных кругах США. Здесь можно выделить три типа антикитайских настроений.
Во-первых, существует так называемая новая теория «краха Китая». Конечно, она не совсем нова, так как появилась еще в 2001 году в книге Гордона Чана (Gordon Chang, речь идет о книге «Грядущий коллапс Китая» — прим. пер.). Однако об этой теме заговорили вновь благодаря выдающемуся специалисту по Китаю Дэвиду Шамбо (David Shambaugh) из Университета Джорджа Вашингтона (George Washington University). В статье, выпущенной в марте этого года в Wall Street Journal, он предрек, что Коммунистической партии Китая (КПК) скоро конец. Что самое интересное, раньше г-н Шамбо восхищался КПК и Китаем в целом как примерами несгибаемой власти. Позднее, в частности после того, как к власти пришел Си Цзиньпин, он писал о том, что разочарован некоторыми решениями, принятыми КПК. Шамбо ожидал, что КНР возьмет более либеральный и демократический курс, но теперь он так не думает. Существуют и другие теории о крахе Китая, основанные на таких актуальных проблемах страны, как социальное недовольство, загрязнение окружающей среды, неравенство, коррупция и так далее.
Во-вторых, некоторые видят Китай в качестве регионального «задиры», который всеми силами старается вытеснить США из Восточной Азии. КНР — большая страна, поэтому нет ничего удивительного в том, что более маленькие государства рассматривают его именно в качестве азиатского «задиры». Территориальные споры Китая с некоторыми из них лишь подливают масла в огонь. Хотя Вашингтон неоднократно заявлял о своей нейтральной позиции в отношении этих споров, Пекину слабо в это верится. А заявления КНР о том, что она не пытается вытеснить США из Азии, звучат неубедительно для Вашингтона. Это действительно печально: отсутствие взаимного доверия мешает сторонам видеть лучшие стороны друг друга. С точки зрения Америки, развитие Китая и его стабильный авторитарный режим точно не отвечают интересам сохранения американского господства в Азии. Многие американские политики просто-напросто не верят, что такой режим может содействовать миру и стабильности. Они также считают, что китайский авторитарный режим может в один прекрасный день начать свою собственную экспансию.
Третья и самая тревожная тема в антикитайских настроениях — желание наказать КНР. Это проявляется по-разному. В одном из недавних докладов Совета по международным отношениям говорится о том, что США должны выступить в качестве противовеса Китаю. Возможно, речь идет о том, что КНР стала новым Советским Союзом, и сейчас настало время, когда Вашингтон должен принять действительность и взять на себя эту роль, в противном случае однажды Китай начнет доминировать в Азии. В другом, более радикальном докладе два правых ученых, Дэн Блюменталь (Dan Blumenthal) и Уильям Инбоден (William Inboden), призывают к новому подходу «мирной эволюции» по отношению к КНР. По их мнению, США должны помогать тем китайцам, которые борются за демократию и свободы, что поможет сломить режим КПК, а это будет означать мир и стабильность для Азии.
Можно долго спорить о том, насколько реально влияние таких настроений на политику США по отношению к КНР. Судя по недавним резким высказываниям американских военных чиновников, выглядит все это сейчас не очень хорошо. Возможно, это действительно переломный момент для Пекина и Вашингтона после более чем 30 лет «жизни в согласии». США действительно решили принять стратегию сдерживания в отношении Китая? Никто не может дать точный ответ на данный вопрос. Но если антикитайские настроения будут и дальше набирать обороты, мы, возможно, станем свидетелями новой эры американо-китайской политики сдерживания. Это, как отметил американский политолог Джон Миршаймер (John Mearsheimer), действительно настоящая трагедия политики великих держав.