Армения должна определиться
Армения ожидает, что на саммите «Восточного партнерства» в Риге переговорная команда ЕС получит мандат для работы вокруг новой договорно-правовой базы, заявил эксперт Карен Бекарян в интервью Tert (11.05). По его мнению, было бы хорошо, если после предоставления мандата будут установлены и сроки подготовки договора. Депутат парламента от фракции «Наследие» Теван Погосян также надеется, что в Риге будет подписан какой-либо документ по части Армении, так как предпосылки есть. Он считает, что до саммита в Риге перед Арменией не стоит задача обсудить с Россией сферы сотрудничества в рамках «Восточного партнерства». «Конкретно в случае Армении она ведет переговоры вокруг своих задач и должна руководствоваться собственными интересами».
Президенты стран-членов «Восточного партнерства» должны в Риге подписать документы, в которых будет упоминаться противодействие российской пропаганде и прочие «антироссийские» вещи. Иными словами, речь пойдет о противодействии имперской политике России. Возможно, именно это обстоятельство удерживает Сержа Саргсяна, потому-то до сих пор он не решил, поедет ли в Ригу, утверждает Lragir (13.05).
«Имперская политика России — материнская ласка для Армении». «Восточное партнерство» — это своеобразное перемещение постсоветских стран из зоны влияния России в зону влияния ЕС. Без постсоветских стран Россия — «обычное государство», причем, не первого разряда. Армения на всех уровнях выражает готовность быть частью российской «империи» в качестве бесправной колонии, которую обирают каждый день, а раз в год заставляют выплачивать дань в 300 миллионов долларов.
Москва с подозрением относится к любой инициативе Еревана на европейском направлении, заявил российский оппозиционный деятель, публицист Андрей Пионтковский «168 жам» (15.05). Он убежден, что перед подписанием какого-либо соглашения Серж Саргсян вынужден будет отбыть в Москву и просить разрешения у Владимира Путина. «Если Путин разрешит — то Саргсян подпишет документ, если же нет — то нет, как это случилось с соглашением об ассоциации с ЕС, работа над которым велась годами». Как считает российский оппозиционер, во внешнеполитическом курсе Армении невозможны какие-то изменения без согласия Кремля, и вряд ли стоит ожидать, что рижский саммит может стать исключением.
Сотрудничество ЕС–Армения в рамках «Восточного партнерства» не затрагивает экономику, считает член экспертного совета Комиссии по европейской интеграции Верховной рады Украины, немецкий политолог Андреас Умланд. В интервью «Первому информационному» (15.05) он заявил, что зона свободной торговли невозможна в условиях, когда Армения является членом ЕАЭС. Но есть и другие грани сотрудничества — политика, культура, образование, гражданское общество.
Армения не уточнила свои отношения с ЕС, следовательно, от Риги многого не следует ожидать. Такое мнение выразил глава Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян в интервью Tert (17.05). Скорее всего, будет подписан декларативный документ о «добрых целях». По его мнению, ЕС готов предложить Армении углубление отношений на таком уровне, к какому готова Армения. Остается, чтобы Армения поняла, на что она готова. Пока отношения России и Запада остаются неопределенными, неясно, продолжится ли обострение отношений или будет «потепление». Неопределенными остаются и представления Армении об отношениях с ЕС.
Несостоявшийся «медовый месяц» Армении в ЕАЭС
Согласно отчету, опубликованному Минфином Армении, тысяча крупнейших налогоплательщиков Армении в I квартале текущего года перечислили в госбюджет на 327 миллионов долларов меньше, чем год назад. «Жаманак» (12.05) напоминает, что I квартал 2015 года для Армении был необычным кварталом. Это первые три месяца в условиях 170-миллионного рынка ЕАЭС. Фактически, трех месяцев оказалось достаточно, чтобы миф об этом рынке развеялся — в данном случае, в плане экономической статистики. Потери Армении стали вполне ощутимой реальностью. «Медовый месяц» Армении и ЕАЭС закончился полнейшим разочарованием. Кем является Армения, невестой или женихом, уже, по сути, и не важно.
ЕАЭС — это проект, посредством которого Россия пытается усилить свое влияние на постсоветском пространстве. Однако это мертворожденный проект, свидетельствующий о том, что все попытки реинтеграции постсоветского пространства со стороны Москвы обречены на провал, уверен экономист Ашот Егиазарян («Первый информационный», 12.05). Он не сомневается, что создание на постсоветском пространстве более-менее интегрированного объединения возможно лишь в том случае, если вместе с Россией в этом будет участвовать Украина. Но Украина выбрала путь интеграции с ЕС. Молдавия и Грузия также подписали соглашение об ассоциации с ЕС. В результате даже режим свободной торговли на территории СНГ поставлен под сомнение.
С вступлением в ЕАЭС риски в вопросе безопасности Армении не снизились, а возросли, и возможности Армения в преодолении вызовов значительно уменьшились, указывает политолог Рубен Меграбян в «Аравот» (13.05). При этом не зафиксировано и экономического прогресса: «Если мы говорим о 170-миллионном рынке, то это чисто механический подход, так как рынок находится в необратимом процессе распада. Есть множество внутренних препятствий, и рынок не является свободным. В нем также действуют административно-командные методы, и мы прекрасно знаем, что сформирована система единоличных решений одного человека».
По сведениям «168 жам» (14.05), в I квартале экспорт из Армении в Россию сократился более чем в 47 раз (1,4 миллиона долларов против 65 миллионов за аналогичный период прошлого года). Статслужба и Минэкономики заявляют, что эти позорные показатели обусловлены неполными данными о взаимной торговле между странами ЕАЭС, и что они в дальнейшем будут уточнены. Вот уже пятый месяц Армения является членом ЕАЭС, но ей предлагают подождать еще, чтобы узнать уточненные показатели внешней торговли.
Однако ждать нет никакой необходимости, поскольку данные о торговле между Арменией и Россией можно найти в официальных российских источниках. Так, по информации Таможенной службы РФ, из Армении в Россию в I квартале импортировано товаров на 24 миллион долларов. То есть, согласно российской официальной статистике, экспорт сократился только в два с половиной раза. Как же так получается, что Россия владеет показателями импорта в свою страну товаров из Армении, а Армения — нет? Ответить на данный вопрос практически невозможно, сетует издание.
Только слепой не увидит, что снижение экономических показателей во многом связано с чрезмерной зависимостью экономики Армении от России. Только глухой не услышит призывы с Запада, из Ирана и Грузии диверсифицировать экономику. Только ничего не сведущему в экономике не ясно, что Армении нужно менять экономическую модель и переходить от финансово-трасфертной структуры к высокотехнологичному производству, пишет Lragir (14.05). Суть нынешней экономической модели сводится к следующему: методично сворачивается реальное производство, рабочая сила в массовом порядке отправляется в РФ, за ее счет создаются финансовые активы, они оседают в армянских банках, которые прокручивают эти средства на сомнительных финансовых рынках и получают сверхприбыли.