«Император Путин» (Libération, 17.05). В двадцати километрах севернее Санкт-Петербурга российское казачество установило бюст Владимира Путина в образе древнеримского императора. Статуя была воздвигнута «в знак признательности за аннексию Крыма. 16 мая под звуки российского гимна состоялось открытие бюста в частных владениях атамана в присутствии десятка людей, облаченных в традиционную казачью форму» (Le Monde, 16.06). «Бюст российского президента в тоге из искусственного недорогого материала, имитирующего бронзу, был отлит в мастерских скульптора Павла Грешникова». Издание Le Figaro (16.05) цитирует Андрея Полякова, атамана казачьего общества «Ирбис»: «Президент — воплощение мудрости... Владимиру Путину удалось сыграть историческую роль в воссоединении Крыма с Россией».
«Жан-Пьер Шевенман защищает Путина» (L’Est Républicain, 16.05). Французская пресса сообщает о конференции в городе Бельфор, организованной Народным университетом и Фондом Res Publica, главой которого является Жан-Пьер Шевенман. На конференции, посвященной украинскому кризису, французский политик, один из основателей Социалистической партии Франции, выступил с речью, в которой оправдывал действия российского президента: «Политика, которая бросает Россию в объятья Китая, является недальновидной. Американцы заинтересованы в том, чтобы помешать сближению Москвы с Европейским Союзом. Территориальная целостность — это неотъемлемое право, однако народы также обладают правом на самоопределение. Так, Крым выразил желание стать частью России. Наши отношения с Россией основаны на незнании этой страны и на распространении антироссийских настроений среди общественности. Путин, конечно, „не святой“, но единственный возможный выход из положения — это соблюдение минских договоренностей, подразумевающих децентрализацию Украины. Между тем, Киев этого не хочет».
СМИ продолжают освещать ситуацию вокруг контракта на поставку «Мистралей». «Либо корабли, либо деньги. В этом заключается не подлежащая обсуждению позиция России после того, как Франция отказалась продавать два французских вертолетоносца типа „Мистраль“». Россия отказалась от предложенной французской стороной компенсации в размере 785 миллионов евро, наставая на сумме 1,16 миллиардов и на условии, что корабли не могут быть проданы любой третьей заинтересованной стороне» (Euronews, 15.05). «Президент Республики не хочет, чтобы Францию принимали за „государство-изгоя“, неспособное держать свое слово» (Le Journal du Dimanche, 17.05).
Издание также приводит слова Тома Гомара (Thomas Gomart) из Французского института международных исследований (IFRI), который добавляет, что «Кремлевская пропаганда, согласно которой репутация Франции будет подорвана, провалилась. Франция никогда еще не продавала такое количество истребителей четвертого поколения „Рафаль“, как после аннулирования контракта по „Мистралям“».
Широкий резонанс вызвало задержание двух российских военнослужащих в Луганской области. «В понедельник украинские власти опубликовали видеозапись, на которой присутствует человек, по мнению Киева, служащий в российском спецназе. Оба российских солдата были арестованы на востоке Украины», — сообщает Euronews (18.05).
Le Monde (19.05) комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом: «Россия всегда категорически отрицала присутствие регулярных российских войск на Украине, подчеркивая, что там могут воевать лишь добровольцы… Согласно докладу, основанному на расследовании убитого оппозиционера Бориса Немцова, утверждается, что более 200 российских солдат погибли на Украине. Российские военные впервые в большом количестве были отправлены на Украину в августе 2014 года, чтобы поддержать контрнаступление повстанцев в Иловайске, городе, где проходили наиболее ожесточенные бои, а также оказать помощь на южном фронте под Донецком, оплоте сепаратистов. Валентина Мельникова, возглавляющая комитеты солдатских матерей РФ, утверждает, что ее организация имеет доказательства присутствия российских войск на Украине и потерь, которые они понесли на месте».
В связи с задержанием двух военных и нарушением перемирия на Украине Париж ужесточает свою риторику. Так, 14 мая после непродолжительной беседы со своим украинским коллегой Петром Порошенко Франсуа Олланд выступил с осуждением военных действий: «Сейчас имеют место нарушения перемирия, и это недопустимо». Накануне премьер-министр Украины Арсений Яценюк подчеркнул, что «прорусские группировки несут особую вину за нарушения перемирия… Украина превратилась в поле битвы. Необходимо заставить Москву соблюдать договоренности» (France 24, 14.05).