Американская и украинская пресса готовит материалы о том, что Россия может открыто напасть на Украину. Однако глава МИД России Сергей Лавров говорит о том, что Донецкая и Луганская области должны оставаться частью Украины.
В свою очередь представители так называемых Донецкой и Луганской «народных республик» пафосно заявляют о прекращении борьбы за независимость, потому что это «не предусмотрено минскими соглашениями». По словам председателя объединенного парламента самопровозглашенных ДНР и ЛНР Олега Царева, «деятельность структур «Новороссии» заморожена».
Те же, кто не согласен с таким развитием событий, сегодня рискуют отправиться вслед за полевым командиром самопровозглашенной «Луганской народной республики» (ЛНР) Алексеем Мозговым. Он был убит в результате покушения со стороны неизвестных, и многие предположили, что его смерть стала результатом того что, он не соглашался на паузу в военных действиях, которой хочет добиться Россия.
Нежданный мир
Причины изменения политики Кремля в отношении так называемой «Новороссии», которую сама же кремлевская пропаганда и вызвала к жизни, лежат на поверхности. Их предельно цинично объясняют многие российские аналитики и политологи. Они говорят, что проект исчерпал себя: на нынешнем этапе военные действия создают больше проблем, чем преимуществ. А раз материал «отработан», его надо отправлять в мусор. Тысячи погибших, разрушенные города-миллионники, сотни тысяч беженцев — как бы не в счет.
Для Кремля сегодня сложился весьма удачный баланс сил. США демонстрируют визитом в Сочи главы Госдепартамента Джона Керри свою готовность к переговорам. Евросоюз откровенно топчется на месте. Все больше европейских политиков говорят о том, что значительную часть санкций, принятых против России как государства, а также российских компаний и частных лиц, можно будет отменить сразу же, как только минские соглашения будут в полной мере выполнены. Под этим в ЕС, очевидно, понимают в первую очередь передачу украинским службам контроля над границей с Россией, в той части, где сейчас ее контролируют сепаратисты, а точнее сказать — не контролирует никто.
В Москве, очевидно, свою выгоду от частичной отмены санкций считают большей, в сравнении с продолжением боевых действий. Крым остается за Россией. Обе марионеточные республики, де-юре по-прежнему входя в состав Украины, все также продолжают контролироваться из Кремля. И даже больше того — могут быть использованы для дальнейшего давления на украинские власти, включая силовое давление, поскольку свои «вооруженные силы» они сохраняют.
Российской же экономике, чьи проблемы, вопреки заявлениям властей страны, проще не становятся, необходим большой глоток кислорода. Фактически Россия как ныряльщик, который старается вынырнуть с большой глубины, глотнуть воздуха и снова уйти — на этот раз еще глубже. В такой ситуации — все средства хороши. Поэтому Москва и готова санкционировать дальнейшее выполнение минских соглашений, пока российская экономика не получит кислород в виде западных кредитов.
Глубокое погружение
Таким образом, так называемая «партия мира» в Кремле временно победила. Она, напомним, не выступает за полное примирение с Украиной, но только за смену методов ведения борьбы с военных на политические, экономические, пропагандистские и политтехнологические. Технократы временно победили генералов. А несогласные, вроде Мозгового, уходят со сцены.
Ну, а когда удастся набрать полные легкие воздуха, забив их так плотно, чтобы хватило, например, на завершение программы перевооружения российской армии, рассчитанной до 2020 года, кремлевский пловец снова начнет погружаться. Как говорят те же московские комментаторы, которые рассуждают о том, что «проект Новороссия» себя исчерпал, был бы цел сам проект, а придумать новое название не составит труда.
Закрыли «Новороссию»? Отлично, она все равно не состоялась с территориальной точки зрения. Пусть появится какой-нибудь «Казак-стан» в составе Украины. Можно даже и просто без названия — контролируемые из Кремля территории будут с прежних весьма продуктивных позиций добиваться «федерализации» Украины. Так, будто никакой войны и не бывало. Как говорил один французский политический деятель эпохи Наполеона: «Нужно ошеломить их наглостью».
Тем временем российская армия будет готова поражать новые цели и отстаивать новые рубежи. И тогда, а вовсе не в ближайшие недели, возможен будет новый «бросок на Запад». В результате которого, например, Донецкая и Луганские области останутся в составе Украины, но остальную страну принудят перейти в зону российского влияния.
Украинские СМИ и аналитики постоянно говорят о том, что такой план нельзя реализовать. Мол, после такого количества жертв подобная игра невозможна. Весьма вероятно, что они правы. Но очень не хотелось бы проверять. А для этого Евросоюзу и вообще Западу не стоит торопиться с отменой санкций. По крайней мере тех, в отмене которых наиболее заинтересован сегодня Кремль. Не для того, разумеется, чтобы причинить какой-то вред России, но для того, чтобы помешать ее властям сделать это, втянув страну из одной войны в другую, еще более кровопролитную и братоубийственную.