Cостоявшийся на прошлой неделе визит премьер-министра Китая в Бразилию может обозначить качественный скачок в экономических отношениях между двумя странами.
Китайская делегация привезла с собой цифры, явно призванные произвести впечатление — и именно потому в их отношении следует сохранять разумный скептицизм. Было подписано 35 соглашений о сотрудничестве в таких областях, как планирование, инфраструктура, торговля, энергетика и горнодобывающая промышленность. Приток средств в Бразилию, по оценкам, составит по крайней мере 53 миллиарда долларов.
Здесь будет всего понемногу, начиная с вступающих в силу договоренностей по коммерческому использованию балкеров кампании «Vale» и самолетов «Embraer» до исследования технико-экономических обоснований для еще не начатых проектов — таких, как, например, линия железной дороги, которая свяжет средне-западный регион с тихоокеанским побережьем — и это не считая дальнейшего открытия китайского рынка для бразильской продукции.
Особый акцент делается на инфраструктурном секторе, где Бразилия и Китай демонстрируют замечательную взаимодополняемость как в отношении навыков, так и в отношении подходящей для подобного сближения политической и экономической ситуации.
С китайской стороны, существует интерес выйти за пределы традиционного доступа к сырью. Страна переходит к новой модели; инвестиции в транспорт и гражданское строительство будут играть менее значительную роль в динамике отечественной экономики, и потому крайне важным оказывается обеспечение сбыта огромных объемов продукции данного сегмента.
Так, китайские компании числятся среди крупнейших производителей оборудования для железнодорожного строительства, и им необходимо его экспортировать.
У Бразилии противоположные нужды. Она ищет новый вектор роста на основе инвестиций, а потому удешевление логистики является фундаментальной составляющей. Однако в действительности существует острая нехватка средств — высокомерная позиция Бразильского банка развития и отсутствие долгосрочного рынка капитала обязывают к использованию иностранных сбережений.
Задача состоит в том, чтобы в ходе эффективных переговоров максимально учесть национальные интересы, отталкиваясь от этих точек соприкосновения.
Одним из примеров является железнодорожный транспорт. Бразилия не может довольствоваться ролью простого получателя избыточной китайской продукции. Она должна взять на себя внедрение новых технологий и создание рабочих мест. Прежде чем открыть свой рынок, она должна, в сущности, достичь паритета с установившейся в Китае практикой.
Что касается инфраструктурных проектов, требующие преодоления препятствия, в основном, носят местный характер. Речь, конечно, идет не о предоставлении привилегий китайцам в ценовых предложениях или пренебрежении полезными инициативами по охране окружающей среды.
Но Бразилии необходимо упростить процесс, ускорить и повысить качество технических проектов и требований регулирующих органов. В общем, выпрямить исторически переплетенные связи, которые препятствуют национальному развитию.