Функционирование программы «Восточное партнерство» парализует страх: пример Украины показал, что активная поддержка Евросоюзом стран Восточной Европы может привести к обострению конфликта с Россией, к которому Запад в настоящий момент не готов, рассуждает Newsweek Polska (21.05). Между тем, по мнению автора комментария, идея программы, состоявшая в прививании постсоветским странам идей демократии, свободного рынка и западных ценностей, стала в контексте новых угроз еще более актуальной. «Наш противник с противоположной стороны шахматной доски играет быстро и решительно, он уже занял поля, которые пока для "Восточного партнерства" потеряны», — пишет он, указывая на то, что лидеры Белоруссии, Армении и Азербайджана отказались от евроинтеграции и предпочли «играть в российской лиге».
Создатели «Восточного партнерства» надеялись, что бывшие советские республики, начав процесс европеизации, смогут выйти из российской сферы влияния и стать буферной зоной, отделяющей ЕС от России, однако Европа не смогла предложить им привлекательной альтернативы для экономического и политического сотрудничества с Москвой, пишет wPolityce.pl (26.05). Европейская «soft power» не выдержала столкновения с кремлевской политикой силы, а программа «Восточное партнерство», которая изначально не получала необходимого финансирования и не вызывала особенного интереса у западноевропейских государств, окончательно превратилась в политический труп, констатирует портал.
Особое влияние на население бывших советских республик оказывают российские СМИ, ставшие рупором кремлевской пропаганды, проводит мысль Rzeczpospolita (21.05). «Если Евросоюз не мобилизует свои силы, Путин сможет повторить в других регионах бывшей советской империи то, чего ему удалось добиться при помощи медиа на Украине», — предупреждает в разговоре с газетой комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс (Nils Muižnieks).
Созданный странами ЕС Европейский фонд в поддержку демократии (EED) не обладает достаточными средствами, чтобы стать реальным противовесом получающим огромные дотации от кремлевских властей российским телевизионным каналам. Поэтому его ближайшие планы ограничатся поддержкой существующих независимых российских СМИ и созданием агентства, координирующего работу независимой прессы постсоветских государств, рассказывает руководитель фонда Ежи Помяновский (Jerzy Pomianowski).
«Оторвать» русскоязычных граждан Латвии или Белоруссии от российской пропаганды будет сложно, но еще большим вызовом станет противостояние пропаганде внутри самой России, где три четверти граждан не имеют доступа к телеканалам, на которых могла бы звучать критика в адрес Кремля, добавляет собеседник газеты.
Почему россияне поддерживают Путина и его политический курс? — задается вопросом публицист ресурса wPolityce.pl (23.05). Свою роль играет в этом ностальгия по советским временам, национализм, деградация российского общества, обескровленного сталинизмом, который уничтожил целые социальные пласты и группы. Но одна из ключевых причин — это современный образ Запада, который активно используется кремлевской пропагандой: Запада, пропитанного крайне левой идеологией, попирающего традиционные семейные ценности и пропагандирующего гомосексуализм, — отвечает журналист. «Но что было бы, если бы Запад был другим? (…) Стали бы россияне сопротивляться переделке их страны в кремлевскую сатрапию? Я не знаю, искренне не знаю», — подводит он итог.
Gazeta Wyborcza (23.05) отреагировала на появившуюся в СМИ информацию о заморозке проекта «Новороссия». С одной стороны, Москве не удалось воплотить в жизнь свои планы: разжечь масштабный бунт во всех восточноукраинских регионах и склонить соседей Украины «принять участие в преступлении», разделив ослабленное государство. С другой стороны, продолжает газета, Крым и Новороссия не были кремлевской задачей-максимум: Россия хочет взять под свой контроль всю Украину и полностью перекрыть ей путь к сближению с Европой.
Московский корреспондент издания делает вывод, что «Путин все сильнее хочет отмены западных санкций, так как экономика переживает рецессию и еле сводит концы с концами, а власти не могут справиться с кризисом. Поэтому он приказал своим эмиссарам в правительствах самопровозглашенных республик в Донецке и Луганске официально похоронить мертвый "проект"».
Решение украинского руководства разорвать сотрудничество с РФ в военно-технической области, а также в сфере разведки комментировала аналитик Польского института международных отношений Анна Дынер (Anna Maria Dyner) в интервью еженедельнику Newsweek Polska (22.05). Денонсация соответствующих соглашений была формальным шагом, поскольку в контексте геополитической ситуации в регионе Москве не приходилось рассчитывать на то, что Украина стала бы их соблюдать, говорит эксперт, приветствуя предыдущие шаги Киева: разрыв договора о малом приграничном движении с Россией и прекращение поставок российским получателям украинских комплектующих для военной техники.
Собеседница журнала не исключает, что Кремль предпримет ответные шаги: «Существует целый спектр разных соглашений, которые могут разорвать россияне, чтобы нанести удар по Украине. Они также могут потребовать вернуть деньги: ведь Москва выкупила украинские облигации, а в приложении к договору есть пункт, что если [внешний украинский] долг превысит 60% ВВП, Россия может потребовать погашения займа».
Негативную реакцию польских СМИ вызвал подписанный Владимиром Путиным закон о «нежелательных» НКО в Российской Федерации. Радиостанция Polskie Radio (24.05) цитировала высказывания представителей ЕС и США, выступивших с критикой этого закона. «Мы опасаемся, что новый закон еще сильнее ограничит деятельность организаций гражданского общества», — подчеркнула Мари Харф (Marie Harf), официальный представитель Государственного департамента США. Пресс-секретарь главы европейской дипломатии назвала закон «вызывающим обеспокоенность шагом», направленным против гражданского общества, независимых СМИ и российской политической оппозиции, добавив, что он будет способствовать дальнейшему ограничению свободы слова и прессы в России.
Неряшливо подготовленные, неточные в формулировках законы о «врагах государства» могут нанести вред многим организациям, которые ведут в России полезную деятельность, вторит Gazeta Wyborcza (27.05). Депутат от партии ЛДПР уже подал в Генпрокуратуру запрос с просьбой провести проверку российских филиалов Центра Карнеги, Transparency International, Human Rights Watch, Amnesty International и российского «Мемориала», заявляя тем самым, что опасность для конституционного строя России представляет борьба с коррупцией или изучение сталинских преступлений. Закон, как подчеркивает издание, не дает точного определения, кто и чем может угрожать российскому государству, поэтому под него может попасть любого рода компания, а первыми его жертвами падут известные правозащитные организации.