Репортажи из Цюриха выглядели, как революция — вроде долгожданного падения ненавистного режима. Полиция Швейцарии, действуя на основании судебного распоряжения властей США, произвела утренний арест в пятизвездочном отеле на берегу озера. Семерых высокопоставленных чиновников ФИФА, завернувшихся в простыни, отвезли на допрос. Полиция изъяла из офисов международной федерации футбола электронные данные и документацию.
Казалось, что для коррумпированного руководства этот арест стал полной неожиданностью. На странице федерации в Twitter — Fifa.com — ничего о событиях среды не сообщили. Там появились поздравления с днем рождения бывшему английскому футболисту Полу Гаскойну (Paul Gascoigne) и некоторым другим людям, после чего страница замерла на несколько часов.
Зепп Блаттер (Sepp Blatter) — вечный президент ФИФА — никогда с подобными угрозами не сталкивался. Тем не менее его режим вполне может устоять. Было бы слишком оптимистично рассчитывать на то, что на руинах появится новая, очистившаяся ФИФА, или считать, что Россию и Катар лишат права на проведение мировых чемпионатов в 2018 и 2022 годах, если вдруг окажется, что они давали взятки. Хитроумный г-н Блаттер вполне способен выкрутиться из этого скандала.
Оптимисты проводят параллель между атакой США на ФИФА и нападками США на Международный олимпийский комитет, после которых начались проверки и чистка рядов. Тогда — после того, как были выявлены факты подкупа чиновников МОК властями Солт-Лейк-Сити за право принимать зимнюю Олимпиаду в 2002 году — Федеральное бюро расследований США начало следствие по делу комитета, и Конгресс провел слушания по этому вопросу. МОК, запаниковав, что американским спонсорам могут запретить его финансирование, сам провел реформы.
Сейчас же в роли реформатора выступает новый генеральный прокурор США Лоретта Линч (Loretta Lynch). Ее энергичные действия устраивают администрацию Обамы. Будучи не в состоянии провести через Конгресс весь пакет необходимых законов, администрация пытается делать то, что может: восстанавливает отношения с Кубой, реформирует полицейские управления США, выдвигает обвинения в адрес ФИФА. Зрелище, в котором американские чиновники решительно взялись за «зарубежных взяточников» во время разбирательств с МОК, было в народе очень популярным, и на этот раз тоже должно быть нескучным, считает политолог из Университета Колорадо Роджер Пильке-младший (Roger Pielke).
Однако у США в отношении ФИФА нет тех полномочий, какие у них были во время разбирательств с МОК. Основными источниками доходов Международного олимпийского комитета были американские телекомпании и спонсоры. Что же касается футбольной федерации, источники ее финансирования разбросаны по всему миру. И в будущем ФИФА будет остерегаться США. Скорее всего, футбольные функционеры теперь будут более осмотрительны в вопросах отправки взяток через банки США — из-за чего, собственно, г-жа Линч и выступила с обвинениями. Йозеф Блаттер, который не был в США уже четыре года, может и дальше туда не приезжать. Однако его радушно принимают почти во всех остальных странах.
Правда, вполне возможно, что скандал в конечном счете затронет и его. США предъявили обвинения девяти чиновникам ФИФА и пяти членам исполкома федерации.
Роджер Пильке говорит: «Вопрос в том, кто из них будет государственным свидетелем. Не исключено, что им предложат что-то вроде „отдайте нам рыбу покрупнее из ФИФА, а мы вам поможем отделаться более легким наказанием“. Цепная реакция по принципу „домино“ все еще не закончилась».
В самой федерации может начаться внутренняя борьба. Директор датской спортивной организации Play the Game («Играть по правилам») Йенс Сейер Андерсен (Jens Sejer Andersen) считает: «Сейчас самой непосредственной угрозой для ФИФА является то, что она каким-то образом распадется».
Более того, парламент Швейцарии в настоящее время обсуждает закон, согласно которому коррупция в частном секторе будет признана уголовным преступлением. В этом случае Швейцария скорее всего станет уже не таким удобным местом для расположения штаб-квартиры ФИФА.
Однако не исключено, что г-н Блаттер и дальше будет оставаться на плаву. Он по-прежнему пользуется популярностью среди 209 национальных футбольных ассоциаций. Он может и не отменять назначенные на пятницу выборы на пост президента федерации и быть в полной уверенности, что ассоциации выберут его на пятый президентский срок. А затем он сможет и дальше блокировать процесс реформирования. Но у ФИФА нет особой необходимости в использовании коррупционных схем. За период с 2011 по 2014 годы доход федерации составил 5,7 миллиарда долларов, при этом ее расходы были гораздо меньше. ФИФА может прекрасно и вполне легально пользоваться своими средствами, выплачивая управленческому персоналу огромные, не подлежащие разглашению зарплаты и время от времени раздавая национальным футбольным ассоциациям «бонусы» для поддержания их лояльности.
Г-н Пильке заявляет: «До тех пор, пока каждая футбольная ассоциация имеет право на один голос, ФИФА будет оставаться покровительствующим и финансирующим органом.
Многие «серые кардиналы» от футбола не желают проводить реформы. Российский президент Владимир Путин и президент Азиатской конфедерации футбола кувейтский Шейх Ахмад, который может однажды стать преемником Блаттера, являются могущественными персонами в мире спорта. Причем, ни один из них не является сторонником политики прозрачности и не очень-то стремится бороться с коррупцией. Западные страны, ратующие за перемены, представляют в ФИФА лишь один блок. Западные спонсоры и телекомпании никогда особенно не настаивали на реформах — видимо, из боязни лишиться своей выгоды.
Федеральный департамент юстиции и полиции Швейцарии проводит независимое и параллельное расследование по делу о возможных взятках на выборах стран-хозяек чемпионатов мира — России и Катара. Зепп Блаттер сам лично приходил в управление швейцарской полиции.
«Это было очень дальновидно с его стороны, — отмечает руководитель швейцарского бюро международной антикоррупционной организации Transparency International. — Федеральной прокуратуре будет очень сложно что-либо доказать».
Не исключено, что придется пожертвовать некоторыми коррумпированными чиновниками ФИФА.
Вполне возможно, что у западных реформаторов не хватит смелости, чтобы попытаться лишить Владимира Путина и могущественную исламскую страну прав на проведение этих, вероятно, самых престижных в мире спортивных мероприятий. Это может вызвать геополитическую напряженность далеко за рамками футбола.
Мечта Блаттера получить Нобелевскую премию мира — предположительно, за объединение всех стран посредством футбола — похоже, вряд ли сбудется. Но он умеет выживать.