Россия с характерной резкостью отреагировала на предположения о том, что расследование в связи с коррупцией в ФИФА может стоить ей права принимать Чемпионат мира в 2018 году. И не без основания — она может потерять очень много.
То, что Россия выиграла конкурс на право быть хозяйкой ЧМ-2018, выглядит все более сомнительным после того, как прозвучали обвинения в массовой системной коррупции среди высокопоставленных чиновников и руководства ФИФА. Речь идет о мошенничестве, взяточничестве и отмывании денег.
Функционеры от футбола были арестованы рано утром в среду в ходе проводимого генпрокуратурой США расследования коррупционного дела в руководящей футбольной организации. Между тем, федеральный департамент юстиции Швейцарии начал параллельное независимое расследование в отношении конкурса на право принимать чемпионаты мира в 2018 и 2022 годах, которые выиграли соответственно Россия и Катар.
Россия отреагировала незамедлительно, заявив, что готова сотрудничать со следствием, и при этом выступила с осуждением действий прокуратуры. Министр иностранных дел России заявил, что арест функционеров является незаконной попыткой США распространять свою юрисдикцию на другие страны.
А в четверг президент Владимир Путин выступил в поддержку этого мнения и заявил, что аресты выглядят «очень странно», сообщает агентство Reuters. Путин также заметил, что расследование является попыткой США помешать переизбранию президента ФИФА Зеппа Блаттера (Sepp Blatter) на новый срок на выборах, так неудачно запланированных на пятницу, а также помешать России в проведении чемпионата мира в 2018 году.
Однако то, в какой степени Россия располагает информацией о ходе расследования, остается загадкой.
Заместитель директора департамента развития зимних видов спорта и международного сотрудничества Алексей Цыганков в своем интервью CNBC в четверг заявил, что министерство по-прежнему не имеет представления о подробностях обвинений или расследовании.
«У нас нет подробностей о сложившейся ситуации», — сказал он журналисту CNBC в интервью по телефону. Что касается России, министр спорта Виталий Мутко по-прежнему находится в Цюрихе, а подготовка к чемпионату идет по плану.
«Подготовка к чемпионату идет по плану, и мы не сомневаемся, что он состоится вовремя», — заявил он.
В связи с прозвучавшими в среду обвинениями пресс-атташе ФИФА Вальтер де Грегорио (Walter De Gregorio) заявил, что в сложившихся обстоятельствах повторного голосования касательно места проведения чемпионатов 2018 и 20122 годов не будет, но при этом заметил, что ситуация может измениться.
«Россия-2018»
Генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин заявил в среду информационному агентству Sky Sports News, что «не боится» никаких расследований в отношении выигранного его страной права на проведение чемпионата мира в 2018 году. Он добавил, что Россия уже оказывала содействие следователям в ходе внутреннего расследования фактов коррупции в ФИФА, проводившегося под руководством Майкла Гарсии (Michael Garcia).
«Мы не устаём повторять, что процесс был прозрачным, и поэтому мы не обеспокоены никакими расследованиями. Странно, что нам может понадобиться делать то же самое снова, когда казалось, что всё уже закрыто», — сказал он.
На вопрос о том, ожидает ли он повторного голосования, он заявил: «Мы не ожидаем повторного голосования по стране, принимающей ЧМ-2018, ведь мы уже сильно продвинулись в процессе подготовки к чемпионату мира, многое сделали. Наше правительство, наша страна сделала многое для того, чтобы провести отличный чемпионат мира, и я даже не хочу больше дискутировать на эту тему».
Когда журналисты CNBC попытались получить более подробные комментарии, связаться с кем-либо из оргкомитета «Россия-2018», им это не удалось.
Первоначальные трудности
То, что Россия может лишиться чемпионата, совершенно неприемлемо для многих россиян — и в особенности для руководителя оргкомитета Сорокина.
Международный чемпионат рассматривается как возможность привлечь позитивное международной внимание — и инвестиции — к стране, переживающей свой внутренний кризис — путь даже не в спорте, а в экономике.
Правда, Россия вполне могла и слегка недооценить стоимость проведения чемпионата, считает экономист бизнес-школы университета города Бирмингем доктор Стив Маккейб (Steve McCabe).
«Когда в 2010 году Россия была удостоена чести проводить у себя чемпионат, тогдашний премьер-министр Владимир Путин предположил, что он может обойтись стране в 10 миллиардов долларов, — сказал Маккейб в четверг в интервью CNBC. — Однако по утверждению некоторых аналитиков, расходы на проведение чемпионата могут достичь 50 миллиардов долларов. Если реальная стоимость составит среднюю сумму — скажем, 30 миллиардов долларов — значит правительство любой страны, выигравшей конкурс, столкнется с серьезной финансовой проблемой. При этом не следует забывать, что Россия — это страна, экономика которой в последнее время находится в очень сложном положении».
С прошлого года Россия находится в состоянии значительной политической и экономической изоляции из-за аннексии Крыма и участия в конфликте на востоке Украины, после чего Запад ввел против страны санкции.
На фоне падения рубля и повышения расходов российское правительство в начале этой недели заявило, что бюджет ЧМ-2018 будет сокращен на 3,6 миллиарда рублей (71 миллион долларов) и составит 660,5 миллиарда рублей (13,2 миллиарда долларов). Экономия будет обеспечена за счет сокращения расходов на реконструкцию инфраструктуры и системы электроснабжения чемпионата. Другой неоднозначной мерой стало предложение российских властей использовать на строительстве объектов для чемпионата труд заключенных.
По мнению Маккейба, вряд ли Россию лишат права проводить чемпионат мира. «Слишком многое уже сделано по строительству инфраструктуры, и те потрясения, которые могут в связи с этим возникнуть, будут гораздо серьезнее, чем те, с которыми ФИФА могла бы реально справиться».
Сплочение нации
Несмотря на головокружительные расходы, связанные с проведением чемпионата мира, это мероприятие сможет обеспечить принимающим странам крайне необходимый экономический рост с учетом развития туризма и привлечения инвестиций.
Россия уже заявила, что намеревается упростить свои сложные правила визового режима перед чемпионатом и во время его проведения, однако вопрос о том, на самом ли деле страна будет открыта для инвестиций и туристов, пока не решен — и вероятность этого невелика, если международные отношения с Россией останутся натянутыми.
Бразилия, проводившая чемпионат мира в 2014 году (кстати, вопрос о нарушениях во время конкурса на предоставление ей этого права сейчас тоже расследуется), могла бы предупредить Россию, чтобы та на многое не рассчитывала, поскольку ее собственные надежды на увеличение потока туристов и долгожданный экономический рост пока что не сбылись.
Российский президент Владимир Путин слишком хорошо понимает, какой экономический рост может обеспечить проведение чемпионата, заявив в декабре, что чемпионат — и необходимые для его проведения капиталовложения — позволят оживить экономику и общество.
«Чемпионат мира по футболу — да, это дорогая вещь, — сказал глава российского государства на пресс-конференции. — (Но) если мы хотим жить дольше, если хотим, чтобы население и люди были здоровыми, если хотим, чтобы они стояли в очереди не за водярой, а за возможностью покататься на коньках, то тогда нужно, чтобы была возможность кататься, создавать новые футбольные и хоккейные площадки, спортивные залы».